"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ. ВАРИАЦИИ" Данте Алигьери. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссер Юрий Титов.
Хотя начиналось все не очень хорошо. Задержка на 19 минут, а людей в зал стали запускать в 19.10. При официальном начале в 19.00. Смазанной оказалась и первая сцена, когда актер читал текст на итальянском с нижегородским акцентом. Я уж начал грустить о том, что нет закона, запрещающего на сцене читать на иностранных языках, если с произношением проблема. Но затем выяснилось, что это фишка. Ну не могли же "Фоменки" не поёрничать. На второй сцене, когда на сцене появился Данте (его играет режиссер спектакля Юрий Титов), у меня отвисла челюсть и не закрывалась уже до самого конца. Такое ощущение, что режиссер только что приехал из времени Данте и решил поставить спектакль именно для тех зрителей, 700-летней давности. Таинственную мистерию на понятном им языке с учетом возможности современной техники. Ад действительно получился Дантовский. Немного комичный, и вроде бы совсем не страшный. Но! Буквально в первые пять минут я погрузился в атмосферу Дантовских времен, и невольно забыл, что я человек 21-го века. Я получал ровно те самые эмоции, которые получал бы современник Данте. Это был гипноз. Если бы не некоторые шутки в фоменковском стиле, погрузился бы так, что из того времени бы и не вышел. Шутки контролировали состояние, не давали до конца провалиться в мистерию. Когда жил Данте – системы Станиславского еще не было, поэтому актеры говорили красивыми раскатистыми голосами. Формально перевоплощение отсутствовало, но оно было. Я видел на сцене не людей, я видел дантовских персонажей. Ровно такими, какими их и хотел показать великий итальянец. Я не люблю, когда монологи произносятся слишком театрально, но здесь, это было уместно. Только так и надо было эти монологи произносить. Особо стоит отметить Николая Орловского, игравшего Вергилия. Прекрасный оратор с идеальным римским профилем. Как ожившая статуя или фреска. Но статуя с чувством юмора. А дальше… В театре часто используется вращающаяся сцена. Тут вращался зрительный зал. Вокруг своей оси. В итоге за кратчайшее время мы путешествовали между четырьмя разными сценами, и Данте с Вергилием путешествовали вместе с нами, стоя на ступеньках. Мы были не зрителями, мы были участниками действия. (Представляете, как такой аттракцион снесет крышу жителю средневековой Флоренции? И мне тоже снесло). Отчасти все происходящее можно сравнить со знаменитым аттракционом "Комната Страха" – когда на вагонетках въезжаешь в какое-то ужасное пространство. Очень похоже, только гораздо сильнее и эмоциональнее! Я вижу трех бесов – с красными фонарями-глазами. Облик – по законам аттракциона. С одной стороны – мне не должно быть страшно. Они же почти мультяшные, подчеркнуто не настоящие. Но, блин, они вызывают у меня кучу эмоций! Я же в этот момент средневековый житель Флоренции! Монстры, грешники немного наивные. Но не потому, что режиссер не доработал. Наоборот – они наивные, потому что он поработал хорошо. Они и должны быть такими. Все строго по Данте. Сам спектакль идеально сбалансирован по всем параметрам. Очень грамотно написанная адаптация. (Автор тоже Юрий Титов). С одной стороны, все рассказано, основные мысли доведены, с другой – ничего лишнего. (Спектакль вместе с антрактом идет 2 часа). При этом у меня создавалось впечатление, что всех этих грешников и святых, с которыми встречаются герои, я знаю! (Хотя знал только Гомера и Фалеса). Параллельно с этим безупречно подобранная музыка. Практически ни секунды действия без музыки. Она крайне разнообразная, и всегда к месту. Идеально сделанная сценография. Каждая сцена – ожившая картина из раннего возрождения. Каждая фигура, даже та, которая ничего не говорит – вызывает бурю эмоций! Хотя уже выйдя из зала, понял – сценография-то была простая. Но во время спектакля ощущался целый калейдоскоп событий, картин, фресок. В сценах Ада – вокруг меня был ужас. В некоторых случаях даже страшный. В сценах чистилища – гармония, желание подумать о чем-то чистом. Единственное что напрочь выбивало из атмосферы – потолок в зале. Данте и Вергилий лежат на земле, говорят о красивом голубом небе. А на потолке – софиты… Понятно, что без них никуда, но всю атмосферу испортили. Может, как-то подсветить, подвесить что-то. Гармония стала бы идеальной. Когда закончилось первое действия – был сильно напряжен. Ад прошли. И ад был великолепным. Будет ли таким же великолепным вторая часть "Чистилище"? Она и у Данте-то не такая яркая. Но у Титова получилось. Второе действие было значительно короче первого, и взято было только самое важное, никто не растекался мыслью по древу. Все основное, что имел в виду Данте – сказано. Первое действие – средневековый ужас, второе – средневековая чистота. Даже когда исполнялись современные вроде песни, складывалось ощущение – что они из того времени. Что уже тогда были электрогитары и барабаны… Потрясающий и очень органичный контраст. Уникальная работа режиссера со зрителем. Немного смазанной оказалась предпоследняя сцена, когда Данте встречается с умершей Беатриче. Очень красиво, но не хватило лично мне химии между актерами. Данте столько прошел, чтобы увидеть любимую, которая так и не стала его женой. А химии нет… И вот финал, звучит музыка, которая очень напоминает вступление к "The End" – Doors. Cидел и ждал, когда запоет Моррисон. Даже если это была и совсем другая мелодия. Мне почему-то очень хотелось услышать на финал голос Джима. Он ведь точно там, где оказался в итоге Данте. На бис зрителей вызывали шесть раз. Но, конечно, этого мало для того, чтобы полностью оценить всю силу постановки. Уже сейчас на большую часть спектаклей билетов нет. А если какие-то и остались, то самые дорогие. Но оно того стоит. Постановки на малых сценах часто отличаются дешевизной. Тут нет! Тут к делу подошли серьезно, никто не экономил – и результат соответствующий! Окунитесь в этот удивительный мир, станьте на время флорентийцем, почувствуйте дух бессмертного произведения Данте. Это, однозначно, один из лучших спектаклей сезона, который непременно надо посмотреть! К большому сожалению, мест в зале всего 57. Но, по счастью, до конца июня он будет играться часто. А дальше? Думаю – он станет одним из главных хитов мастерской Петра Фоменко!