Войти в почту

Иван Рудин: Фестиваль - праздник, который позволяет экспериментировать с идеями

По традиции программа Летнего фестиваля "Зарядье" разнообразна и объединяет концертные версии опер, симфоническую, камерную, барочную, современную академическую музыку, джаз, этнику, детские и специальные проекты. На открытии исполнили оперу Мусоргского "Борис Годунов", в титульной роли выступил Ильдар Абдразаков. Накануне фестиваля его художественный руководитель и генеральный директор зала "Зарядье" Иван Рудин дал интервью "РГ".

Иван Рудин: Фестиваль - праздник, который позволяет экспериментировать с идеями
© Российская Газета

Как родилась идея нынешнего Летнего фестиваля?

Иван Рудин: Зал "Зарядье" с момента открытия отказался от системы абонементов, сделав ставку на серии концертов и вечера, объединенные хештегами. Когда в 2022 году меня пригласили работать, мне показалось необходимым, чтобы в сезоне появились опорные масштабные, а не разовые события, которые позволяли бы тематически объединять концерты, создавая для слушателя дополнительную привлекательность. Мне кажется, самая правильная форма - это фестивальные программы. Так у нас появились два центральных фестиваля - два больших события. Зимний - как новогодний подарок публике, Летний - как кульминация концертного сезона. В этом году он посвящен русскому искусству. А финальный вечер по традиции пройдет в формате open air в летнем амфитеатре.

Фестиваль - праздник, который дает возможность экспериментировать с самыми разными идеями. Экспериментируем с оформлением фойе, с рассадкой публики, организуем променад-концерты. Предусматриваем летнее меню в буфете: мороженое зеленого фестивального цвета. А зимой у нас есть безалкогольный глинтвейн для взрослых и какао для детей. Стараемся, чтобы люди почувствовали праздник.

В афише "Зарядья" часто появляются и менее масштабные, монографические фестивали...

Иван Рудин: Да, и публика их ценит. Фестиваль, что будет в марте, мы решили посвятить Баху и Генделю к 340-летию со дня рождения композиторов. Есть у нас и Органный, и Детский фестивали, регулярно дает концерты Валерий Гергиев с труппой Мариинского театра, а теперь и Большого. Идей и планов много. Мы уже сейчас формируем программу Зимнего фестиваля и объявим ее в начале будущего сезона. Уверен, публика не будет разочарована. Да и весь сезон обещает быть очень ярким и интересным.

Сегодня собрать афишу фестиваля или сезона - задача повышенной трудности?

Иван Рудин: Несмотря на все сложности, иностранные музыканты продолжают приезжать в "Зарядье", и мы ведем переговоры. Создали суббренд "Записано в "Зарядье", чтобы масштабировать то, что у нас происходит, на весь мир. Знаю, что не только публика, но и музыканты с интересом наблюдают за нашей деятельностью. Зал "Зарядье" с прекрасной акустикой и потрясающим техническим оснащением входит в топ-список залов мира, построенных за последние 15 лет. Я сам как музыкант свидетельствую, что "Зарядье" - один из самых успешных проектов международного уровня. В программе нового сезона будет немало больших зарубежных имен. Сейчас на Летнем фестивале к Альбине Шагимуратовой, Ольге Перетятько, Ильдару Абдразакову, Юрию Башмету присоединятся знаменитый венгерский скрипач Кристоф Барати и немецкая певица Симона Кермес, которую знают и любят в России.

Какой вы видите сегодняшнюю и завтрашнюю публику "Зарядья"?

Иван Рудин: Самой разной. Может, коллеги со мной не согласятся, но мне кажется, что по-настоящему аудитория классической музыки неизвестна. Конечно, процент молодежи в академических залах низкий. И за эту аудиторию нам нужно бороться. Это работа сложная, не однодневная. Но важно, чтобы аудитория классической музыки молодела, и мы многое для этого делаем. В этом году открыли программу лояльности In Тempo, поощряющую в современном формате слушателей, которые постоянно покупают билеты в "Зарядье". Они получают самые разные привлекательные преимущества - от приоритетной покупки билетов и скидок до отдельного гардероба. Подобный опыт довольно уникален для нашей страны, но мы хотим сделать все возможное, чтобы молодые люди не упустили шанс понять, что классика им нужна.

Трудно совмещать директорские обязанности и оставаться действующим музыкантом?

Иван Рудин: Несложно, потому что я занимаюсь исключительно музыкой, только в разных ее преломлениях. К тому же в последние два года, еще до появления в моей жизни "Зарядья", я практически прекратил пианистическую деятельность, сосредоточившись на дирижировании. И так получилось, что благодаря фестивалю, который я придумал фактически в 17 лет, организационный опыт у меня получается немаленький. Первый фестиваль состоялся, когда мне было 18 лет и я учился на первом курсе Московской консерватории, а в этом году ArsLonga будет уже 24 года. В сутках 24 часа, и при желании можно успеть и управленческие вопросы решить, и творческим человеком оставаться.

А у вас был шанс в жизни не стать музыкантом?

Иван Рудин: Как у всякого мальчишки, у меня были разные мечты: мне нравилось морское дело, я хотел быть машинистом метро. И очень благодарен своей маме за то, что она не передавила меня музыкой - не могу сказать, что я много времени посвящал занятиям и у меня, как говорится, не было детства. Мы и стекла били, играя в футбол, и хулиганили. А успехи, которые я делал за фортепиано, давались не очень большой ценой в плане сидения за инструментом. Хотя, конечно, заниматься приходилось регулярно и ежедневно. Но я полюбил музыку и почувствовал ее своей профессией и призванием.