Актриса Елена Лядова: Модернизируется техника, но не человек
В онлайн-кинотеатре «Иви» вышел сериал «Первый класс», где актриса Елена Лядова исполнила роль Виктории Потаповой, недавно назначенной председателем Комитета по культуре и образованию Санкт-Петербурга. Когда последний звонок уже отзвенел, а первый еще не скоро, самое время развеяться и посмотреть кино. Мы побеседовали с актрисой о новых российских проектах и взаимодействии с режиссерами, узнали, куда стоит поехать отдыхать и как меняется столица.
Фильмография Елены Лядовой обширна и разнообразна: комедии и драмы, развлекательные проекты и сложные авторские фильмы, ленты для больших экранов, онлайн-платформ и телевидения. Об этом первый вопрос.
— Елена, как выстраиваете сочетание проектов для сети, сериалов для ТВ, фестивальных лент? От чего зависит ваше участие?
— От интереса к конкретному материалу — что-то заденет сердце и хочется с этим поиграть. Игра же может быть какой угодно, условно: сегодня пятнашки, завтра салочки. Все зависит от настроя на данный момент.
— Сейчас мы обсуждаем сериал «Первый класс». Кому и почему стоит его посмотреть?
— Это новый русский сериал с хорошими актерами. А такие ленты, мне кажется, стоит смотреть всем. Плюс вечные темы: амбиции родителей, дружба с подвохом, хождение по головам ради собственной карьеры. А вообще, у нас в киноиндустрии сейчас много интересных проектов в запусках и реализации.
— Вы играете председателя Комитета по культуре и образованию Санкт-Петербурга Викторию Потапову. Какая смена особо запомнилась?
— Все они были хорошие. И партнеры у меня чудесные — Юлия Хлынина, Ростислав Бершауэр, Михаил Тройник... Запомнилась смена, когда снимали ночной клуб с весьма колоритными актерами массовых сцен — маргинальными, питерскими, настоящими, а не ряжеными, скажем так. Было любопытно посмотреть на сегодняшнюю молодежь, понаблюдать за их свободой. Я узнала много новых слов из современного сленга. Почерпнула для себя слово «вайб» (атмосфера, энергетика, вибрации. — «ВМ»). Вокруг только и говорили: «Я на таком вайбе», «смотри какой вайб»... Интересная вышла «ночная» смена, точнее, дневная, хоть и снимали ночь.
— На сленге — а какой «вайб» у летнего Питера?
— На чиле (расслабленный, умиротворенный. — «ВМ») (актриса улыбается).
— Сериал выстроен вокруг зачисления в первый класс. Вы сами пошли в школу в Одинцове, а сейчас живете на Патриарших. Для вас насколько за это время изменилась Москва?
— Я живу не только на Патриарших, в разных местах. Про Москву могу сказать, что она модернизировалась — город стал удобным, интересным для молодежи, в нем много восстановленных, реконструированных мест, за которые вовремя взялись. Нашу Москву сейчас содержат в очень достойном виде. Пустыри превращаются в прекрасные парки, в прогулочные зоны для семей с детскими и спортивными площадками. Вижу, как город развивается в этом плане, в том числе отдаленные его районы. Сейчас тем, кто там живет, нет необходимости рваться в центр, чтобы посетить какую-нибудь новомодную детскую площадку. Везде все развивается. Те же Патриаршие пруды были очень много лет запущены, а сейчас это одно из самых модных мест встреч, знакомств. При этом такая популярность существенно осложнила жизнь местных жителей.
— За пределами столицы куда бы посоветовали съездить отдохнуть на короткий срок или на более долгий, с учетом современных реалий?
— Если мы говорим про нашу страну, то куда угодно! Мне очень нравится Краснодарский край, например Сочи, Красная Поляна. Там, пожалуйста: горы, водопады, форелевые хозяйства, очень красивое побережье. Хорошо развит ресторанный бизнес, много мест питания, развлечений. Еще я очень люблю Ярославль. Часто бываю в нем по работе и поехала бы просто отдохнуть, наконец-таки. Там столько храмов! Хотелось бы, чтобы в такие города еще больше вкладывались и внутренний туризм активнее развивался... Золотое кольцо, Алтай, да что угодно! Нам есть что популяризировать, делать более привлекательным.
— Вы посещаете разные города не только для отдыха или съемок, но и как участник, а порой как член жюри кинофестивалей. Поделитесь фестивальным воспоминанием?
— Недавно, в апреле, я была членом жюри основного конкурса Московского международного кинофестиваля. Все было на достойном уровне: много гостей, приличная программа... Я получила удовольствие от общения с коллегами, от чувства, что это нужно, что к нам едут гости и им все нравится, они благодарны. Ценю фестиваль за общение с товарищами из других стран: не каждый день побеседуешь с турецким режиссером, с исландским, с нашими. Это была крутая встреча длиной в неделю с обсуждениями, спорами, приходом к консенсусу.
— Сейчас много говорят про премию Евразийской киноакадемии, которая, возможно, появится в следующем году. Этакий аналог «Оскару». Что вы по этому поводу думаете?
— Я не сильна в этой теме. Но считаю, что если это случится, то прекрасно — будет еще больше мероприятий, посвященных фильмам. Не все могут попасть на «Оскар», не всем он нужен, да и ему не все нужны. У них своя политика, интересы, финансирование... Не думаю, что стоит окрещивать новую премию «альтернативным «Оскаром». Пусть будет просто еще одна достойная премия. Сам «Оскар» — крутая награда, но сугубо национальная, премия Американской киноакадемии, просто очень раскрученная. Я бы не стала это мероприятие называть мерилом всех кинопремий.
Прошлой осенью, например, была в Токио на фестивале с картиной «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это совершенно другое мероприятие, камерное, тихое. Там совершенно другие люди: они иначе воспринимают, по-другому аплодируют. Это был очень интересный опыт.
И я вела несколько небольших фестивалей внутри России: в Ярославле, в Ульяновске. Они, кстати, международные. Это тоже очень любопытно — там своя, особенная публика. У жителей регионов появляется возможность посмотреть на приезжих киноактеров, режиссеров, посетить творческие встречи, мастер-классы.
Короче, чем больше площадок, где кинематографисты могут о себе заявить, где их могут увидеть простые зрители и коллеги профессионалы, — тем лучше.
— По вашей фильмографии можно проследить историю российского кинематографа — вы работали с огромным количеством авторов. Приходится ли в тандеме «актер-режиссер» подстраиваться к манере работы того, кто по ту сторону камеры? Насколько это обогащает вас как актрису, как человека?
— Я бы, скорее, использовала слово «интеграция». Интегрироваться в среду того или иного художника приходится, потому что у каждого есть свой стиль, видение, сверхзадачи. И это весьма интересно, ведь такая интеграция всегда приводит к сотворчеству. Ты не просто гость на съемочной площадке, а отчасти соавтор. Мы, артисты, тоже считаем себя художниками, иначе не были бы так амбициозны и целеустремленны в своей профессии. Я не считаю актеров просто исполнителями, поэтому для меня очень важен диалог с режиссером. В подобном соавторстве может получиться невероятная, прекрасная работа, но только при условии интеграции в его мир. А что касается изменений и влияния, то тут новый опыт ты в любом случае получаешь от каждой новой встречи, от общения с каждым новым человеком.
— Насколько отличается работа с режиссерами-женщинами и мужчинами, или все зависит от личности конкретного человека?
— Я думаю, от человека. Не стала бы выделять женщин в отдельную касту. Скорее, все зависит от профессионализма и личностных качеств.
— В сериале «Первый класс» вы играете женщину-руководителя. По-вашему, не труднее ли представительницам нашего пола выбиться на такие позиции?
— По-моему, в любом случае женщина, добившаяся высот в руководстве, в профессии, где бы то ни было, заслуживает большого уважения. У нас мир мужской, и женщинам на самом деле не так просто занять свое место, особенно на руководящих постах. Да и даже в режиссуре, в искусстве добиться признания крайне сложно — весьма серьезная конкуренция.
— Читала, вы ушли из МТЮЗа и из театра в целом в 2012 году, потому что кино дает больше свободы. Какую свободу дает камера и не скучаете ли без сцены?
— В театре мне нравилось то, что всегда можно поправить что-то на следующем спектакле, это бесконечно живущий организм. В кино ты снялся — и все, уже в истории, больше исправить ничего нельзя, ты не можешь переиграть отснятую вчера сцену. Такой нюанс важен, когда сожалеешь о чем-то, что хочется улучшить, сделать по-другому, наполнить иными смыслами.
Но кинематограф мне ближе как искусство. Мне даже смотреть больше нравится кино, чем спектакли. Хотя я и театр люблю, хожу в него, коллеги приглашают — есть масса прекрасных постановок, чудесных режиссеров.
И как творческому человеку кино мне ближе как процесс. Например, я не люблю долго репетировать. В театре ты погружен в коллектив, как в семью, погружен в саму атмосферу где-то на год-полтора, пока выпускают спектакль, в зависимости от того, какие скорости у режиссера и театра. Мне тяжеловато одну и ту же сцену репетировать несколько месяцев, а потом еще и играть много лет. Для меня история заканчивается, и я хочу идти дальше, а все тянут назад переживания спектакля, который не заканчивается, не уходит из репертуара. То есть, возможно, ты уже решил все свои внутренние вопросы, достиг чего-то в творчестве и хотел бы не обращаться к пройденной теме, а должен. Как писатель: написал книгу и переходит к следующей, он не пишет вечно один и тот же сюжет. Хотя, вероятно, есть и такие авторы, которые до конца своих дней что-то корректируют. Но в основном завершенные произведения — это уже перевернутые страницы. Поэтому кино мне ближе технологически — страницы переворачиваются, и я иду дальше, к новым темам, персонажам. Сыгранные киногерои остаются для зрителя, а я там больше не живу.
— Когда-то вы вели программу «Быть или не быть», где пилотам сериалов давали шанс стать сезоном. У вас есть какой-то несостоявшийся проект?
— Нет. Все, что складывается — значит, так и должно было произойти, а что не должно, то и не случается.
— Фатализм?
— Конечно!
— Говоря о чужих спектаклях и фильмах, что из последнего вы смотрели как зритель?
— Совсем недавно в Театре Вахтангова посмотрела очень интересную постановку Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» по произведению Марины Цветаевой. Там играют Евгения Крегжде, Ксения Трейстер и Константин Белошапка. Спектакль на троих, из двух актов, достаточно тяжелый, тонкий и невероятный по актерским работам, конечно, не без режиссера. В этом спектакле есть что обсуждать, что вспоминать, с чем утром проснуться.
А фильм, из последних, что видела, — мне понравилась моя картина «Воздух» Алексея Германа-младшего. Точнее сказать, меня очень задел этот фильм. Я потом смотрела и другие картины в кинотеатре. Но такой высоты, как после «Воздуха», по личным переживаниям, у меня еще не было.
— Как над ним работалось? Знаю, было много сложностей на съемках...
— Фильм непростой, и работа была непростая. Стихия нам мешала все время. То снега не было, то было слишком холодно. Остановка была из-за пандемии. Самолеты разрушались из-за сильных ветров, а их надо было сперва найти, построить (но это к художественному цеху). Актерам тоже было непросто, тяжеловато на морозе работать. У меня было небольшое соприкосновение с другими партнерами, в основном играли с Сергеем Безруковым, прекрасным нашим актером. Могу отметить его профессионализм.
— А когда появляются препятствия во время работы, для вас это знак того, что это ценно и через них стоит пройти, или наоборот?
— Когда нормальный человек сталкивается с препятствиями, он никогда не говорит: «О, класс, еще одно препятствие!» Только постфактум мы оцениваем ситуацию, событие и то, для чего все это нам дано, только временной зазор дает подобное понимание. А когда ты оказываешься внутри пучины какой-то страшной, то просто думаешь, как тебе выбраться из нее, без всяких прочих размышлений.
— В ранних интервью вы говорили, что отошли от лекций по работе мозга Татьяны Черниговской и больше вас увлекают эзотерика и метафизика, а еще, что вам важно иметь возможность зайти в храм без того, чтобы люди просили сфотографироваться. Какой взгляд на мир вам ближе — научный, религиозный, мистический?
— Научно-оккультный, назовем это так.
— А подробнее?
— Комплексное, не однобокое познание человекоустройства и мироздания. Как и медицина комплексная с использованием восточных традиций мне кажется продуктивной, так и здесь. Во всяком случае, так яснее и интереснее жить и узнавать человека, не так страшно душе, не так, будто живем в черной и глубокой яме...
— Продолжая разговор о серьезном — сюжет сериала «Первый класс» строится вокруг школы «Культурное наследие». Как вы определяете для себя этот термин?
— Культурное наследие — это широкое понятие. Сюда входят и искусство, и религия, и все наши культурные коды, традиции, ментальность и так далее.
— Важно его сохранять или модернизировать?
— Не совсем понимаю, как сюда применить этот термин. Ментальность невозможно модернизировать — она эволюционирует естественным путем, в зависимости от того, как меняются мир, Вселенная, человечество в целом. Все меняется в зависимости от того, какими личностями мы становимся. Модернизация — это про технологические процессы, про телефоны, тракторы. Как можно модернизировать Достоевского или Пушкина? Просто сократить? Но это не будет модернизацией...
— Есть же всякие новые версии в современных условиях, когда переделывают сюжеты.
— Это просто режиссерский подход, видение, художественное решение, скажем так.
— А если говорить про современные технологии, как вы к ним относитесь? К тем же нейросетям и тому, что может ждать в ближайшем будущем? К цифровому бессмертию, искусственному интеллекту и прочему?
— К технике я отношусь неплохо: мне помогают в жизни посудомойка и стиральная машинка, да и автомобиль. Косить траву вручную мне не хочется. Современные технологии упрощают многие процессы.
Другое дело, что я настороженно отношусь к тому, что студенты, например, уже пользуются тем, что написал искусственный интеллект — боюсь, они заранее обделяют себя в развитии и обучении, что это такой кривой способ, неправильный. Я бы не хотела оказаться на приеме у доктора, который защитил диссертацию благодаря искусственному, а не своему интеллекту. Боюсь попасть к такому хирургу.
— А что надо успеть сделать летом? И еще — с чего для вас оно начинается и чем заканчивается?
— Надо успеть насладиться солнцем и запастись витамином D на оставшиеся пасмурные, морозные дни года — это главная задача на лето. А так, летом будут и выходные, и работа — обычная жизнь, только в летние месяцы... Начинается оно для меня и заканчивается по календарю — с 1 июня по 31 августа.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Первый класс (сериал, 2024)Воздух (военный, 2023)Вне себя (сериал, 2021)Батя (комедия, 2020)Псих (сериал, 2020)Довлатов (биографический, 2018)Измены (сериал, 2015)Орлеан (трагикомедия, 2015)Левиафан (драма, 2014)Географ глобус пропил (драма, 2013)Инкассаторы (сериал, 2012)Елена (драма, 2011)Крыса (мелодрама, 2010)Бубен, барабан (драма, 2009)Братья Карамазовы (сериал, 2008–2009)Космос как предчувствие (драма, 2005)
ДОСЬЕ
Елена Лядова родилась 25 декабря 1980 года в Моршанске, Тамбовская область. Позже семья переехала в Одинцово Московской области. После школы поступила в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина на курс В. М. Бейлиса и В. Н. Иванова, который успешно окончила в 2002 году. После выпуска была принята в труппу Московского театра юного зрителя, где прослужила 10 лет.
В кино дебютировала в 2005 году в драме «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Сейчас в фильмографии более 50 фильмов и сериалов. Елена трижды лауреат премий «Золотой орел» и «Ника» за лучшую женскую роль — за фильмы «Елена» (2011), «Географ глобус пропил» (2013), «Левиафан» (2014), а также приза за лучшую женскую роль Московского международного кинофестиваля — за ленту «Орлеан» (2015), обладатель множества других наград.