«Обратно во мрак» Режиссер «Пятидесяти оттенков серого» сняла фильм про Эми Уайнхаус. Почему его возненавидели зрители?
В сети вышел фильм Сэм Тейлор-Джонсон «Обратно во мрак» — первое игровое кино (после документальной «Эми») о трагической судьбе певицы Эми Уайнхаус, которую, вызвав на себя гнев миллионов фанатов, сыграла Мариса Абела. «Лента.ру» рассказывает о том, как режиссер «Пятидесяти оттенков серого» распорядилась сложным материалом и почему результат ее усилий прокляли, кажется, все критики и зрители мира.
Эми Уайнхаус (Мариса Абела) живет в Лондоне с матерью Дженис (Джульет Кауэн), но предпочитает проводить время с отцом Митчем (Эдди Марсан) и бабушкой Синтией (Лесли Мэнвилл). В их доме всегда звучит музыка, а бабушка рассказывает истории из своей бурной юности, когда она тусовалась с джазменами. Эми и сама влюблена в джаз, сочиняет песни и хочет стать новой Лорин Хилл.
Дата выхода: 4 июня Страна: Великобритания, Франция, США Продолжительность: 2 часа 2 минуты Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон В ролях: Мариса Абела, Эдди Марсан, Джек О'Коннел, Лесли Мэнвилл
Вскоре демозапись девушки заинтересует рекорд-лейбл, а затем выйдет и ее дебютный альбом Frank. Во время творческого отпуска после выхода пластинки Эми познакомится с Блейком Филдером-Сивилом (Джек О’Коннелл), который станет самой большой и самой несчастной любовью ее жизни. Именно во время одного из расставаний с ним Уайнхаус сочинит и запишет с продюсером Марком Ронсоном альбом Back To Black, который обретет статус мгновенной классики. К сожалению, насладиться успехом в полной мере Уайнхаус не удастся из-за алкоголизма, булимии и наркомании, которые и приведут ее к уходу из жизни в 2011-м.
В 2009 году успешная британская художница Сэм Тейлор-Джонсон дебютировала в полнометражном кино, сняв биографический фильм «Стать Джоном Ленноном». Картина рассказывала о юных годах Джона Леннона — до встречи с Полом Маккартни включительно. Удивительным образом в кино Тейлор-Джонсон не перенесла ничего из своей художественной практики. Вместо этого Сэм поставила аккуратную и солнечную фрейдистскую мелодраму про отношения молодого гения с матерью. В то же время «Стать Джоном Ленноном» — своего рода свадебный альбом Тейлор-Джонсон, посвященный ее помолвке с исполнителем главной роли Аароном Тейлор-Джонсоном. Подмышки возлюбленного, кажется, интересовали режиссера больше сюжета — и эта искренность даже по-своему подкупала.
Следующей громкой режиссерской работой Сэм стала экранизация «Пятидесяти оттенков серого», разруганная в пух и прах критикой, но ставшая, вслед за литературной основой, хитом у широкой публики. На этом проекте стало понятно, что Тейлор-Джонсон будто бы сознательно берется за обреченные предприятия — и в этих жестах даже есть своеобразная красота. Еще одна особенность режиссуры британки в том, что в своих фильмах она обычно всматривается куда-то поверх сюжета, а часто даже и поверх героев.
«Пятьдесят оттенков серого» стали исследованием самых вульгарных явлений поп-культуры 2010-х. Сегодня этот фильм может служить наглядным пособием для понимания того, каким был беспощадный и душный гламур тех лет
После «Пятидесяти оттенков» Сэм сняла один полный метр с мужем («Миллион мелких осколков») и работала над сериалами уровня «Охотников» с Аль Пачино. И вот, набравшись опыта, она взялась за очередной по определению обреченный фильм — байопик трагически ушедшей из жизни летом 2011-го Эми Уайнхаус. Невозможность снять хорошую традиционную биографию певицы определяется многими обстоятельствами. Во-первых, спорно участие в проекте Митча Уайнхауса, который творит из жизни дочери собственный миф, изложенный в книге «Эми, моя дочь». Митча многие считают одним из тех, кто мог предотвратить пике Эми, — тот еще, одним словом, голос истины. Вторая причина — оскароносный документальный фильм Азифа Кападиа «Эми», вышедший в 2015 году. В нем режиссер мастерски собрал портрет героини из архивных съемок и приватных разговоров с окружением певицы. Ее путь изложен там исчерпывающе — не в последнюю очередь благодаря отсутствию прямых авторских оценок.
Впрочем, вполне вероятно, что именно исчерпывающий взгляд документалиста Кападиа и подтолкнул компанию StudioCanal к производству беллетризованной кинобиографии. И тем удивительнее, что взгляд Сэм Тейлор-Джонсон и сценариста Мэтта Гринхала ничуть не противоречит изложенному в «Эми». Главная проблема здесь оказывается, собственно, в центральной героине. Уже из фильма Кападиа следовало, что обладательница феноменального голоса обладала характером, но так и не получила возможности превратиться в полноценную личность. Мешали обрушившаяся слава, семейные и любовные проблемы, разнообразные зависимости.
И, увы, трагическая судьба никак не превращается в высокую трагедию в драматургическом смысле — как это было возможно с другими членами «Клуба 27», вроде Курта Кобейна
«Обратно во мрак» тоже рисует Уайнхаус потерянной девчонкой, однако Тейлор-Джонсон дарит ей осязаемые теплоту и сочувствие. Эффект достигается при помощи пары семейных сцен в прологе и нескольким экспрессивным эпизодам, обеспечивающим двухчасовому фильму приемлемый темпоритм. В отсутствие интересных персонажей режиссер выбирает в качестве жанра мелодраму, и самые удачные эпизоды здесь отданы именно отношениям с роковым мужчиной Блейком Филдером-Сивилом в комплиментарном исполнении Джека О’Коннелла. В них раскрываются не характеры, но способности актеров — прежде всего Марисы Абелы, для которой «Обратно во мрак» может стать трамплином к большой славе. Она действительно проделала колоссальную работу, по-настоящему сделала героиню живой. Однако предложенный сценарий, увы, предполагает лишь выяснение отношений и штампы из плохих байопиков — например, сцену, в которой Эми одним махом в собственной спальне сочиняет под гитару целую песню.
Вообще, кажется, что постановщицам двух неудачным биографических мелодрам последнего времени стоило бы поменяться местами. Импрессионистская манера Софии Копполы лучше бы подошла судьбе Уайнхаус, придала бы ей объем, художественное измерение. А энергия Тейлор-Джонсон, напротив, была бы более уместна в фильме «Присцилла: Элвис и я», который погубила задумчивая анемичность. В реальности же обе эти картины, увы, не вполне заслуживают потраченного на просмотр времени. В случае с «Обратно во мрак» можно было бы ограничиться парой музыкальных номеров и замечательной песней Ника Кейва Song for Amy, звучащей на финальных титрах.
Фильм «Обратно во мрак» (Back to Black) вышел на Amazon Prime Video