Жизнь в провинции излечила столичных музыкантов от депрессии

В Курганинске Краснодарского края столичные музыканты Виктор и Анна Шаповаловы поселились 15 лет назад. Привезли с собой старинные часы, пластинки, диски, портрет Виктора, написанный московским дизайнером.

Жизнь в провинции излечила столичных музыкантов от депрессии
© Российская Газета

Отдельный контейнер - со студийной аппаратурой и музыкальными инструментами: синтезатором, бас-гитарами, терменвоксом. Бас-гитары Шаповаловых - из знаменитой мастерской Дмитрия Якомульского. Терменвокс (электронный музыкальный инструмент) из плат, антенн, деревяшек, винтиков и проводов для Анны собрал московский мастер, создатель оригинальных гитарных примочек Владимир Залевский.

"Мы не играем - мы живем", - сказал как-то Виктор. Его слова подтверждает особая атмосфера дома: на стенах, рядом со старинными фотографиями, детские рисунки дочек, Виктор с Анной решили их не забеливать; в гостиной - пианино, в студии - бас-гитары, труба, перкуcсия, бар чаймс (так похожий на китайские ветряные колокольчики), аутентичный пастуший рожок, в комнате дочек - саксофон и кларнет.

Московская история Виктора и Анны такова: сблизил их теппинг - прием игры на гитаре ударами пальцев, которому Виктор учил начинающую бас-гитаристку. До знакомства с ней он работал с популярными эстрадными артистами Вячеславом Малежиком, Александром Малининым, Аленой Апиной, а потом решил продвигать собственный проект VFSix. Анна в то время была ведущей на радио и страстно хотела играть на бас-гитаре.

В будни Анна поет с детсадовской детворой, по выходным - на клиросе. Совпали вдохновение и свободная минутка - берет в руки бас-гитару или кончиками пальцев извлекает мелодию из терменвокса.

"Я альт. Хочу у вас петь"

До клироса в жизни Анны были - радиостудия, студия звукозаписи, сцена. В какой-то момент она потянулась к храму. Молясь на Божественной литургии, внутренним голосом подпевала хору, а в мае прошлого года решилась попросить благословения петь. Но прежде - разговор с регентом.

- Певчие спустились для целования креста. Передо мной - Екатерина, регент клироса Свято-Вознесенского храма, - вспоминает Анна. - Это знак, - подумала я и решилась заговорить. Сказала приблизительно следующее: "Я альт. Хочу у вас петь". Штат хора был набран, но меня позвали на прослушивание.

- Петь в студии, на сцене и на клиросе - это разные вещи, - делится Анна. - Первый день было непросто: если читать ноты с листа не так сложно, то пение тропарей, кондаков, псалмов, стихир требует особого навыка. С учетом того, что хор поет на четыре голоса, дело усложняется. Быть певчим - физический труд и большая духовная работа. Особенно глубоко в молитвенное состояние погружают "Херувимская песнь", "Милость мира", "Покаянная молитва о святой Руси".

Быть певчим на клиросе - физический труд и большая духовная работа. Такое пение требует особого навыка. Фото: Из личного архива

Игра в цветную музыку

До работы Анны - пара сотен метров. Она - музыкальный руководитель детского сада "Солнышко", на занятиях которого детвора играет в игры "Что звучит? На что похоже?", "Почему все звучит?", "Как распространяется звук?".

Каждый воспитанник творческого педагога поет песню о прославленном летчике-асе Владимире Серове: он жил наискосок от детсада, в войну сбил 45 вражеских самолетов, погиб в воздушном бою. Музыку к песне написали Анна и Виктор Шаповаловы.

"Музыка для ночной меланхолии" осталась в прошлом. На смену пришли оптимистичные мелодии и тексты

Сейчас Анна активно внедряет в работу культурную практику "Интерактивное путешествие по России". Во время занятий детвора изучает просторы страны: пока "едет" в поезде, поет народные песни, играет на народных инструментах.

Пару лет назад авторский проект Анны "Цветная музыка" пополнил банк передового педагогического опыта. Под ее наставничеством детсадовцы, не зная нот и нотной грамоты, сочиняют музыку.

- Мы учимся играя, - рассказывает она. - Можем взять детский рисунок и сделать так, чтобы он зазвучал. - Например, если на картинке есть синий, зеленый, красный, желтый и оранжевый цвета, озвучиваем их цветными музыкальными инструментами: синим и зеленым колокольчиками, оранжевыми, желтыми, красными нотками металлофона.

Песни об исполнении желаний

По словам Анны, именно с металлофона началось ее собственное погружение в мир музыки.

- На мой пятый день рождения родители подарили мне металлофон, - рассказывает она. - Это была любовь с первого взгляда: я стучала молоточками по металлическим пластинкам до тех пор, пока не выучила все песни из книжечки с нотами. На шестилетие мне купили пианино. Семь лет музыкальной школы прошли играючи.

Первый авторский альбом Анны был на английском языке. Она сама писала слова и музыку, пела, играла на бас-гитаре, синтезаторе и терменвоксе. С аранжировками и звуком помогал Виктор.

Для Анны терменвокс - одна из граней земного волшебства.

- Извлекая звуки из электромагнитного поля терменвокса, превращаюсь в бесконечный слух, - признается она. - Внутренний поток мыслей останавливается, остаемся только я и музыка.

Сольный альбом Re: mine - "Мой ответ" вышел под брендом проекта THEreminGIRL - "Девушка, играющая на терменвоксе". Атмосферная музыка - отражение внутреннего мира Анны.

- Каждая из десяти песен альбома - целая история, пережитая и прочувствованная, - признается она. - Самые дорогие сердцу - One day - "Один день" и Lullaby - "Колыбельная". Первая - посвящение мужу, она о счастье однажды встретить человека и понять, что это на всю жизнь; вторая - об исполнении желаний, в ней звуки ночного Курганинска: лай дворовых собак, пение сверчков, шум машин.

Кто-то из музыкантов назвал стиль Анны экспериментальным трип-хопом. Сама она дала ему название "муг муд" - настроение особого "муговского" звука терменвокса.

- Наши проекты называли "саундтреком московской меланхолии", "музыкой для ночных депрессий". Но это в прошлом, - рассказывает Анна. - Сейчас всё иначе: в Курганинске на смену меланхолии пришли оптимистичные, вдохновенные мелодии и тексты.

Настроенная на новую волну, Анна написала песни для юной австрийки Алисы Беркович.

- Алиса - дочь друга семьи. Песни "Сделай шаг", "Вандер Элис", "Аладдин" - о школе, мечтах, сказках, любви, о стремлении, о добре и зле, - рассказывает она. - В прошлом году родилась песня для моего русскоязычного альбома. Вдохновила метафора дочки - "колыбелька-луна". Надеюсь, музыканты нашего международного проекта VFSix подпоют. Если всё пойдет по плану, "Колыбелька-луна" зазвучит на русском, датском, немецком, английском, испанском, турецком.

По словам Анны, она пришла к пониманию того, что музыка - не развлечение, а потому текстами, гармонией, пением должна служить людям.

Не так давно участники проекта сделали кавер на всемирно известную балладу "Стенд бай ми" - "Останься со мной". Перепевка VFSix отличается не только тем, что поют и играют в ней музыканты России, Австрии и Дании: Анна дописала еще один куплет. В нем - о любви к ближнему, о том, что во всех странах и на всех континентах людей должны объединять общечеловеческие ценности.