Наталья Бондарчук: Крым мне подарил Тарковский
Актриса, режиссер, продюсер и сценарист Наталья Бондарчук в эксклюзивном интервью "РГ" рассказала, с каким фильмом связывает уникальность отечественного кинематографа, поделилась мыслями о том, почему "Чебурашка" получился американским, и объяснила, почему советует зрителю присмотреться к документальному кино.
Наталья Сергеевна, Вы в жюри фестиваля документального кино "Крымдок", но эта работа, насколько я понимаю, не единственное, что Вас связывает с Крымом.
Наталья Бондарчук: Да, ровно год назад я снимала здесь фрагменты моей новой картины "Снегурочка". Это было в апреле, и теперь я посетила это место, там вместо сакуры цвели ирисы именно там, где мы снимали. Вот из-за этой уникальности мы и выбрали Крым местом для съемок. С полуостровом меня связывает полвека любви и привязанности. Впервые я приехала в Крым, в 1971 году вместе со съемочной группой Андрея Тарковского, и тогда первый раз увидела эти потрясающие, цветущие сады. Тогда Тарковский водил меня по разным местам, и дарил мне Крым. Это первая встреча состоялась в мой день рождения 10 мая. А спустя некоторое время, в 1982 году я уже в качестве режиссера начинала снимать здесь свою картину "Живая радуга". Потом с Сашей Филатовым мы долго ждали, долго пробивали и все-таки пробили фильм "Детство бемби", затем "Юность бемби". Они тоже были сняты здесь, в Крыму, почти полностью. Потом мы приехали на Кавказ, там еще снимали. И пушкиниану я здесь снимала, поскольку сюда приезжал молодой Пушкин. Отношения между Машенькой Раевской и Пушкиным тоже снимала здесь, в Крыму. Так что Крым - это самое лучшее место для съемок и самое лучшее место для жизни. Я давно люблю это место, и я ему предана.
Вы говорите, как крымчанка.
Наталья Бондарчук: Я уже наполовину крымчанка. Здесь у меня крошечный домик, не буду говорить, где. Как только я стала крымчанкой, я, конечно, позвала сюда своих детей из театра "Бемби", и мы здесь снимали фильм о детях с особенностями развития. Они тоже выступали на церемонии закрытия фестиваля документального кино "КрымДок". Я слежу за этим тоже, и здесь, в Евпатории, есть группа, которая раньше называлась "Дом сирот", а теперь она называется "Алые паруса". Она также для детей с особенностями развития.
Фото: Сергей Винник/РГ
На детский кинематограф выделили дополнительное финансирование, и многие связывают это с феноменальным коммерческим успехом фильма "Чебурашка". При этом мнения о нем разделились на диаметрально противоположные. Одни в восторге от картины, другие говорят, что это не наше кино, и не наш Чебурашка. Что Вы думаете об этой картине?
Наталья Бондарчук: Прежде всего, никакого дополнительного финансирования на детское кино не выделили, только поговорили об этом. Что касается фильма "Чебурашка", конечно, это явление, но эта милая картина снята абсолютно по американским стандартам. Это не наше кино, не наша сказка, не наше видение мира. Да, картина очень талантливо сделана, но мне очень жаль, что это будет еще и трансформировано во вторую часть. А это уже будет не смешно, а нелепо. Говорю это совершенно объективно, поскольку посмотрела трейлер второй части.
Успеваете следить за новинками отечественного кинематографа?
Наталья Бондарчук: Да, я по возможности смотрю многие фильмы, которые выходят в прокат. Ко многим картинам, которые сейчас на слуху и получили признание зрителей, мой сын - Иван Бурляев написал музыку. Это "Холоп", "Холоп-2", "Т-34", "Салют-7", "Конек-горбунок" и многим другим. Он сейчас один из самых востребованных композиторов кино, поэтому я и как мама стараюсь следить за новинками, и как режиссер, продюсер.
Фото: Сергей Винник/РГ
У отечественного кино есть свой почерк, отличный от голливудского или европейского кино?
Наталья Бондарчук: Конечно. Из последнего я бы выделила фильм "Вызов" Клима Шипенко. Вот это наше кино, и то, что мы обогнали здесь американцев, первыми сняли ленту в космосе, это замечательно. И не надо жалеть этих денег, потому что это фильм навсегда. Кстати, он был бы прекрасным, даже если бы съемки космической части проходили на Земле, потому что фильм хорошо сделан. Талантливая режиссура, игра актеров, сценарий - все сошлось, и получилась такая лента, в которой мы никому не подражаем, не следуем заезженным голливудским шаблонам, создаем свое. Думаю, мы увидим еще много интересных работ этого режиссера.
Мировоззренческий вопрос. Сегодня, особенно в кругу интеллигенции, можно услышать, что мы живем "в конце времен": текст умер, нет поэтов и писателей, которыми бы зачитывалась вся страна, нет общенациональных композиторов и художников. Кино измельчало до сериалов. Что вы об этом думаете?
Наталья Бондарчук: Нет, я с этим не согласна. Талант все равно пробивает себе дорогу, просто большое всегда видится на расстоянии. Со временем мы сможем это оценить по достоинству. Знаете, я бы современному зрителю посоветовала пристальнее присмотреться к документальному кино. Я закончила работу в жюри фестиваля "КрымДок", отсмотрела множество фильмов. Очень важно, что документальные фильмы сейчас в какой-то степени обгоняют художественные по смыслам, по доступности, по отношению к людям, по героям, очень важным героям. Думаю, это определенная тенденция, о которой уже можно говорить.