В тренде — к себе нежно. Как и что читают москвичи и почему писателям не стоит бояться искусственного интеллекта
В эти выходные на Красной площади проходит ежегодный крупнейший в столице книжный фестиваль. Он объединяет 400 издательств и самых известных писателей. Что сегодня читают в Москве и остальной России, когда выйдет первая экранизация нон-фикшн-книги в истории, можно ли победить книжное пиратство и какие романы, даже если окажутся гениальными, не будут востребованы у читателей — об этом, а также о том, что ждет посетителей фестиваля «Красная площадь», в беседе с «Мослентой» рассказал генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев. Ниже — его монолог.
Про юбилейный фестиваль на Красной площади
В этом году книжный фестиваль «Красная площадь» проходит в 10-й раз. На четыре фестивальные дня — с 6 по 9 июня — в сердце столицы соберутся 400 издательств, состоятся 500 мероприятий: презентации, лекции, мастер-классы, концерты, постановки, конкурсы. Ключевые темы в этом году: 225-летие Александра Пушкина, Год семьи, Год лейтенантской прозы, отдельное внимание будет уделено теме искусственного интеллекта в литературе и кроссиндустриальным проектам.
На «Красной площади» вместе с читателями Дарья Донцова отметит 25-летие творческой деятельности; Александра Маринина представит нон-фикшн-книгу «Генрих Четвертый и Генрих Пятый глазами Шекспира»; звезда молодежной литературы Ася Лавринович поделится «Планами на лето»; психолог Никита Карпов прочтет лекцию о детско-родительских отношениях.
«Мурзилка жив, здоров, только стал… невидимкой». Знаменитому детскому журналу исполнилось 100 лет
Также в рамках фестиваля состоится презентация заключительной книги Павла Крашенинникова «Всадники Апокалипсиса. История государства и права Советской России 1917-1922»; писательница и блогер Елена Первушина расскажет, как использовать редкие и необычные слова в русском языке; юных гостей фестиваля ждет встреча с исполнительницей главной роли в фильме «Летучий корабль» Ксенией Трейстер и викторина с призами по серии познавательных книг «Великие люди великой страны».
В дни «Красной площади» назовут и победителей IV сезона премии «Русский детектив», представят множество релизов, в том числе и зарубежных — яркую новинку спортивной романтики «Миля над землей» Лиз Томфорд, захватывающее расследование «Убийства и кексики. Детективное агентство “Благотворительный магазин”» Питера Боланда.
Про молодых авторов
Задача любого издателя — открывать новые имена. В свое время дебютантами были и Дарья Донцова, и Александра Маринина, и Татьяна Устинова. Сегодня они в представлении не нуждаются. Молодых авторов становится с каждым годом все больше, и звезд из них делают такие же молодые читатели. Премия «Эксмо.Дебют», как и любая другая литературная премия, оказывает авторам поддержку, обращает еще большее внимание аудитории и, конечно, драйвит продажи книг — второй год подряд мы видим прирост в 10 процентов.
Литература остается актуальной, так как отражает текущее состояние общества, его настроения, способствует рефлексии, является источником знаний. Книга, по сути, единственный инструмент, который в современном мире дает тебе возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, сфокусироваться на себе. И литература — тот самый вид искусства, который является основой для многих креативных индустрий: кино, сериалов, театров, видеоигр. Только художественных книг у нас выходит ежемесячно более 200 штук! Это колоссальная база для создания самого разного контента.
Про профессию писатель
Пока профессия писателя не зафиксирована в Общероссийском классификаторе, однако Минцифры и Минтруда разрабатывают профстандарт. Надеемся, что скоро этот вопрос будет решен.
В писательстве, как и в любой другой сфере, успехов достигают трудолюбием: если в день вы уделяете важному для вас делу не пару часов, а восемь, десять, 12, если изо дня в день вы совершенствуете свои навыки, развиваете компетенции, результаты не заставят себя ждать. Алгоритм бестселлера одновременно прост и сложен: хорошая книга, помноженная на хороший маркетинг, — как со стороны издателя, так и со стороны писателя. Успешные авторы могут похвастаться высоким доходом, они востребованы во многих сферах, в том же самом кино.
Про экранизации
Критерий оценки любого творческого продукта — отклик аудитории, выраженный в денежном признании. Зритель оценивает визуализацию книжного сюжета, интерпретацию и подачу режиссера, голосует или не голосует рублем. Успех складывается из множества факторов, но главный критерий все же — кассовые сборы.
Не каждый хороший писатель может быть хорошим сценаристом, и мы в свое время запустили у себя сценарное направление — как раз для того, чтобы научить писателей подавать свои истории качественно, с учетом формата, вместе с авторами находить свои студии, своих режиссеров.
В числе громких трендов последних пары лет — новеллизации, то есть превращение фильма в книгу. И это направление, давно известное на рынке, сегодня набирает обороты и будет активно развиваться. Мы уже выпустили книги по фильмам «Бука», «Щелкунчик», «Летучий корабль», «Три богатыря», «Руслан и Людмила», впереди новые проекты
Спрос на контент от российских авторов высокий: сказался и уход зарубежных игроков, и интерес к отечественным историям, собственным реалиям, к тому, какие мы и что есть у нас самих. В 2023 году доля российских фильмов в прокате выросла на 8 процентов и составила 60 процентов. Российский зритель все чаще предпочитает отечественные картины иностранным. При этом доля фильмов, снятых по книгам, играм и комиксам, составила 40 процентов в топе главных хитов года.
Про тренды в литературе
Главным итогом прошлого года стал выход из стагнации прикладной литературы, она вновь демонстрирует стремительный рост. Читатели интересуются биографиями известных персон. Этот тренд мы усилили серией для детей «Великие люди великой страны» — рассказываем простым языком вдохновляющие истории о наших соотечественниках: выдающихся мальчиках и девочках, путешественниках, полководцах, писателях.
Высок спрос на книги о России, интерес за последние пару лет трансформировался: от истории и изучения военных событий читатели перешли к знакомству с неизведанными уголками родины, путешествиям. Популярны книги о Москве — в числе последних новинок работы Виталия Калашникова «Артефакты Москвы. Исторические детали столицы, которые вы не замечали» и «Тайны московских особняков. Дома самых богатых людей своей эпохи внутри и снаружи». Они также будут представлены на фестивале «Красная площадь».
После небольшого затишья вновь начала набирать обороты психология. При этом, несмотря на взлеты и падения этой ниши, главным бестселлером последних трех лет остается работа Ольги Примаченко «К себе нежно». Скоро она будет экранизирована — это первый контракт на экранизацию бестселлера в жанре нон-фикшн
К слову, экранизации по-прежнему остаются в числе главных драйверов книжного рынка. Интересны читателям и книги по воспитанию детей, самопознанию.
В числе трендов художественной литературы — стабильный интерес к классике, книги, проверенные временем. Они находят воплощение в ярком оформлении, подарочных сериях. Популярна литература азиатских авторов и книги, события в которых развиваются в сеттинге Востока, написанные при этом отечественными писателями; спортивная романтика и романтика в целом; Young-Adult-литература — молодежная аудитория остается самой читающей.
Также одним из драйверов роста сегмента художественной литературы является самиздат. Главным направлением для издателей остается поиск новых имен среди российских авторов и продвижение их творчества, и digital-среда также способствует решению этой задачи.
Про детские книги
Издание детских книг — процесс сложный, связанный с множеством ограничений, регламентов, ряд из которых уже устарели и нуждаются в пересмотре. Например, технический регламент Таможенного союза был принят в 2011 году и не соответствует возможностям современного книгоиздания. Рабочая группа при Российском книжном союзе разработала предложения по новым регламентам в детском книгоиздании. Они были озвучены в феврале в Совете Федерации, надеемся, что диалог с сенаторами и профильными ведомствами получит продолжение.
На фоне падения тиражей, снижения покупательского спроса издатели не всегда готовы инвестировать в новые имена — слишком велики риски. К тому же родители часто предпочитают покупать книги тех авторов, которых они сами читали в детстве. Так и получается, что начинающие авторы проигрывают в конкуренции классикам. Для того чтобы появлялись новые имена, масштабные проекты в детской литературе, важны государственные программы поддержки. Так, во многих странах детское книгоиздание освобождено от НДС и получает другие налоговые льготы.
Про семейное чтение
Еще одно направление, на котором важно объединить усилия государства, книжной отрасли, образовательных организаций, — популяризация детского чтения, возрождение традиций семейного чтения. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 34 процента родителей читают книги детям редко, а 5 процентов не делают этого совсем. На этом фоне очень важно напомнить и родителям, и детям о том, как меняет жизнь к лучшему чтение книг, какую пользу приносит литература для развития, образования, воспитания. Важны масштабные, яркие программы. И главное, чтобы они носили практический характер, как, например, проект Российского книжного союза «Читающая мама». На его сайте можно найти подборки книг для детей разного возраста и советы для родителей.
Для продвижения детского чтения важно обратить самое пристальное внимание на состояние фондов школьных библиотек, которые комплектовались еще в прошлом веке. Издатели готовы помочь обновить фонды современными изданиями, здесь важна вовлеченность государства и образовательных организаций. В прошлом году мы уже передали книги в школьные и муниципальные библиотеки на новых территориях — данный проект был реализован по инициативе президента РФ.
Только за прошлый год мы выпустили около 1500 наименований новых детских книг. Из них более 60 процентов — книги российских авторов. Мы продолжаем активно работать над созданием ярких, красивых и востребованных у юных читателей книг. И надеемся, что наша работа будет поддержана государством.
Про секрет успешной книги
Успех любой книги определяют качество текста и актуальность тех вопросов, которые писатель поднимает для читателя. Качество может быть идеальным, непревзойденным, но если тема неинтересна аудитории, не находит у нее отклика, ожидать чуда бессмысленно. Вы можете написать удивительный, изящный роман — шедевр! — о судьбе индийских мигрантов на Аляске, но это не будут читать, чтобы вы ни делали.
Про книжное пиратство
Вопрос пиратства для издателей стоит остро — это касается и цифровых, и бумажных книг.
Несмотря на заключенные договоренности о блокировке пиратских ссылок и зеркал в поисковой выдаче Яндекса, а также юридическое включение этих мер в меморандум, технически это пока никак не реализовано. Хотя многие ссылки блокируются, удаление их из поисковой выдачи Яндекса остается нерешенной проблемой. Уровень пиратства и популярность нелегального контента остаются на прежнем уровне — 2–3 процента как в Яндексе, так и в Google по большому каталогу. Регулярно подаются иски, и ведется активная работа в этом направлении, инициируется блокировка около 200 доменов в год. Тем не менее на пиратских ресурсах продолжает процветать контент, ушедший с легальных площадок, за счет монетизации. До 25 процентов от оборота цифровых книг теряется из-за пиратства, также с реализации пиратских копий не платятся налоги в бюджет Российской Федерации.
После того как на маркетплейсах были выявлены контрафактные тиражи книг, мы провели переговоры с представителями торговых площадок, и в результате они заняли решительную позицию, стали удалять товары с пиратской продукцией.
В числе проблем — продажи контрафактных тиражей в странах СНГ, пока каких-либо действий со стороны правительств этих государств для приостановки данной деятельности не наблюдается; растет аудитория пиратских книжных ресурсов, нелегальных любительских переводов западных новинок, которые не получили лицензии на издание в России.
Про искусственный интеллект в литературе
Высокие технологии — неотъемлемая часть рабочих процессов в издательской отрасли, они применяются во всех направлениях: маркетинге, оформлении и озвучивании книг, переводе, продвижении. Современное книжное издательство превратилось, по сути, в IT-компанию.
Довольно давно мы изучаем предпочтения читателей на основе больших данных, используем искусственный интеллект для самых разных задач — в «Эксмо» в настоящий момент реализуется около 15 масштабных проектов с применением ИИ
Например, при помощи нейросетей мы анализируем эмоции, которые вызывают разные книги. Затем мы можем использовать эмоциональные триггеры для привлечения внимания целевой аудитории.
И при всем этом мы уверены, что искусственный интеллект не в силах заменить писателя, но он может и должен быть помощником в решении творческих задач, подспорьем. И использовать все его возможности — актуальная задача и для авторов, и для издателей.