Фестиваль "Грани барокко" впервые состоялся в Астрахани
Форум, посвященный старинной музыке, в Астраханском театре оперы и балета представил не только новый для себя репертуар, но и открыл публике в качестве сценических нетривиальные пространства своего огромного здания, в котором под одной крышей объединены и бухарский, и европейский стили. А главным событием лаконичного фестиваля стала премьера оперы Генри Перселла "Дидона и Эней".
Музыкальным "аперитивом" к гениальной опере эпохи барокко, написанной "британским Орфеем" на либретто Наума Тейта по четвертой книге Вергилия "Энеида", стали два фестивальных вечера - большой хоровой концерт "Путь барокко" и выступление приглашенного из Москвы ансамбля Филиппа Ноделя Les Moscovites.
Нельзя не отметить, что Оперный театр в Астрахани, ведомый недавно образованным творческим тандемом руководителей - маститого дирижера Валерия Воронина и молодого режиссера Алексея Смирнова, под занавес сезона уж точно заслужил звание "Прорыв сезона". Совсем недавно была показана премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", а сразу следом родился фестиваль, у которого, учитывая современную моду на барочную музыку, что превращается в фанатскую любовь, есть все шансы стать заметным культурным событием не только прикаспийского региона, но и большего масштаба. "Дидона и Эней" этому начинанию - прекрасный камертон.
Оперный театр в Астрахани, ведомый недавно образованным творческим тандемом руководителей - маститого дирижера Валерия Воронина и молодого режиссера Алексея Смирнова, под занавес сезона уж точно заслужил звание "Прорыв сезона"
Хотя до сих пор доподлинно неизвестны ни время создания шедевра Перселла (от 1683 до 1689), ни обстоятельства его написания, отчего опера практически в каждой значимой постановке обретает неожиданные страницы партитуры в виде цитат из других произведений автора, а иногда и его канувших в Лету современников в придачу с самыми смелыми театральными решениями. Но всяческие экспериментальные модификации, часто отражающие только сиюминутность сегодняшнего дня, становятся лишь постаментом глубины для великой музыки, что проникает в самые сокровенные глубины человеческой души своей волнующей красотой и всегда актуальными темами: долг и предательство; родина и изгнанничество; любовь и роковая судьба; а в итоге: жизнь и смерть. Опера трансформирует историю мифа: Дидона и Эней - карфагенская царица, бежавшая в Ливию вместе с народом Тира, спасаясь от мести коварного брата, и Эней, сын богини Афродиты, уцелевший в горящей Трое и также оказавшийся в Карфагене. Опера повествует об их встрече, страсти и бегстве Энея от Дидоны...
Режиссер спектакля Алексей Смирнов рассказывает абсолютно актуальную историю, происходящую на каком-то фешенебельном курорте, где трагедию в дом вполне респектабельного семейства приносит развод титульных героев оперы. Надо отдать должное постановщикам, все придумано очень аккуратно, и сопротивление авторского материала практически не ощущается. Но тут же вспоминается, что нынешний год объявлен в России Годом семьи...
Хотя, конечно, такая концепция потребовала кардинального перераспределения ролей: теперь колдунья Афродита (Кира Кирилина) - очень колоритная особа - мать Энея (Андрей Шитиков) и злобная свекровь, ненавидящая свою невестку Дидону (вполне современную и деловую даму в исполнении Анны Радугиной), и впутывающая в свои интриги Аскания (тут это сын Энея от первого брака, роль которого сыграла юная Евдокия Черчинцева, получив все восторги умиления, что непременно причитаются ребенку, задействованному во взрослом спектакле), а служанка Белинда (Яна Павлова) становится адвокатом по бракоразводным процессам... В итоге сюжет получается совсем не мифологизированным и возвышенным, а бытовым и даже сериальным. Но очень близким современному человеку, и оттого хочется надеяться, достаточно поучительным, чтобы хватило чужих ошибок.
За дирижерским пультом оркестра, усиленного специально приглашенными музыкантами, стоял Евгений Кириллов, по инициативе которого в Астраханском театре и зазвучала старинная музыка. Камерная обстановка (и артисты, и публика расположились на сцене театра) только усиливала накал страстей и подчеркивала избыточную для барокко стилистическую свободу в музицировании, блуждающую где-то между академическим и даже джазовым исполнительством, что вполне естественно для первой, но, заметно, очень неравнодушной, а заинтересованной попытки.