Петербургская филармония и Московская консерватория представляют совместный проект: «Барокко в белые ночи»
2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии примет три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представят в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко.
Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов. Проект знаменует начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории.
Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории будет чередоваться с небольшими сольными пьесами для клавесина. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучат в изысканных переложениях и аранжировках. На сцене зрители увидят образцы исторического танца, а в заключительной части концерта музыканты исполнят «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли, В. Ф. Баха. Обо всех интригах вечера, названного «Ликёр из росянки и другие старинные деликатесы», расскажет ведущий в небольшом предуведомлении.
Роман Насонов, доцент Московской консерватории
«Как известно, в старинных музыкальных рукописях и печатных изданиях инструменты указывались редко, что позволяло музыкантам по-своему определить исполнительский состав. Благодаря такой практике в распоряжении современных исполнителей на блокфлейтах имеется богатый репертуар популярной музыки Ренессанса и раннего барокко.
В консортах играют инструменты одного вида. В данном случае это продольные флейты разной величины, от привычных любителям музыки сопрановой и альтовой до внушительных размеров басовой. Другая особенность старинной практики заключается в мультиинструментализме. Как правило, музыканты были специалистами широкого профиля, и наши студенты вслед предшественникам также имеют в своем арсенале несколько разновидностей флейт».
4 июля в Малом зале будут исполнены две программы, представляющие основные стили барочной музыки — французский и итальянский. Жанр первой из них, получившей название «Французская увертюра», обозначен как концерт-беседа: музыканты кратко представят каждый из номеров, а в конце ответят на вопросы слушателей. Посетить концерт-беседу, который состоится в фойе Малого зала, можно зарегистрировавшись на сайте Филармонии. Прозвучат произведения Маре, Франкёра и Клерамбо.
Вторая программа – «Итальянский концерт» – пройдет в традиционном формате, запланировано исполнение сочинений Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов. Гости из Москвы обещают слушателям максимальное разнообразие впечатлений: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов будут чередоваться с барочным вокалом.
Роман Насонов, доцент Московской консерватории
«Италия — родина музыкального Барокко, то место, где рождались его важнейшие новации. Ни одна европейская нация не могла устоять перед соблазнами выразительной итальянской манеры. И даже французы, с упорством защищая самобытность своей музыкальной традиции, постепенно адаптировали язык и музыкальные жанры соседей.
Наряду с камерными инструментальными сочинениями, требующими от исполнителей виртуозности и знания тонкостей старинной практики, в программе прозвучат кантаты на французском и итальянском языках. В России они исполняются крайне редко из-за отсутствия певцов, специализирующихся на подобном репертуаре».
Подробности и билеты на концерты доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.