Уилл Смит возвращается. В кино — «Плохие парни до конца». Почему продолжение культового фильма обязательно надо смотреть?
В российский параллельный прокат вышли «Плохие парни до конца» — четвертый фильм о приключениях полицейских из Майами в исполнении Мартина Лоуренса и Уилла Смита. «Лента.ру» рассказывает о том, почему состоялось возвращение популярной франшизы из девяностых и как оно спасло загнувшуюся после пощечины на «Оскаре» карьеру Смита.
На свадьбе бывшего копа Майкла Лоури (Уилл Смит) у его любимого напарника Маркуса Бернетта случается инфаркт. Пребывая между жизнью и смертью, Бернетт встречается с покойным начальником, капитаном Конрадом Ховардом (Джо Пантолиано), который сообщает ему, что время Маркуса еще не пришло, а впереди его все еще ждут новые подвиги.
Дата выхода: 7 июня Страна: США Продолжительность: 2 ч. 3 мин. Режиссеры: Адиль эль Арби и Билал Фалла В ролях: Уилл Смит, Мартин Лоуренс, Ванесса Энн Хадженс, Джекоб Скипио
Связаны они с памятью Ховарда, на счет которого коварные прихвостни мексиканского картеля перевели крупную сумму, чтобы опорочить доброе имя покойника. Лоури и Бернетт пускаются на поиски негодяев, тем более что на сей раз у них есть помощник в лице обретенного Майклом в предыдущем фильме сына Армандо (Джейкоб Скипио). По удачному стечению обстоятельств, отбывающий срок Армандо раньше как раз был видным сотрудником картеля, так что знает преступников в лицо.
Четыре года назад «Плохие парни» вернулись на экраны и неожиданно сорвали банк. Начало франшизе в 1995-м положил дебют Майкла Бэя, который через восемь лет снял куда менее удачный, еле окупивший бюджет сиквел. Возвращения на экраны Лоури и Бернетта ждали еще меньше, чем грядущий в следующем месяце камбэк «Полицейского из Беверли-Хиллз». И тем поразительнее был эффект: при бюджете 90 миллионов долларов «Плохие парни навсегда» собрали больше 400 миллионов, причем успели сделать все это аккурат перед пандемией.
Производство продолжения на сей раз было делом решенным и срочным, однако вышло оно уже совсем в иных обстоятельствах — не только для зрителей, но и для главной звезды фильма
Через два года после триумфа «Плохих парней навсегда» Уилл Смит дал пощечину Крису Року на оскаровской церемонии и фактически стал персоной нон-грата, занятой преимущественно записью новых и новых извинений за публичную несдержанность. Единственным фильмом с участием Уилла за эти два года было «Освобождение» Антуана Фукуа, снятое еще до инцидента с рукоприкладством. «Плохие парни до конца» в этом контексте — тест на доверие для зрителей. Проверка, призванная выяснить, готовы ли они проголосовать ногами и деньгами за без пяти минут отмененного актера.
Это и новая проверка лояльности к «Плохим парням» как таковым — во многих отношениях самой поразительной франшизе в современном американском кино. Долгие годы казалось, что самый безбашенный, эскапистский и при этом коммерчески успешный киносериал современной Америки — это «Форсаж». Однако в сравнении с «Плохими парнями» образца 2020-х приключения Вина Дизеля и его огромной семьи — произведение острое, тонкое, крепко укорененное в окружающей зрителя действительности. «Плохие парни» на этом фоне — чистое, беспримесное удовольствие, шанс на два часа выпасть из агрессивного абсурда реальности.
Понятно, что Майами и в конце прошлого века представлял собой пенсионерский рай на Земле, в перспективе готовый превратиться в Атлантиду. До «Плохих парней» главными кинематографическими одами городу были, разумеется, фильм «Лицо со шрамом» и сериал «Полиция Майами: Отдел нравов», с героев которого Лоури и Бернетт до известной степени были срисованы. Однако сегодня экранный Майами уже будто бы существует в параллельной вселенной. Здесь нет ничего о президентских выборах или кризисе маскулинности, отсутствуют какие бы то ни было указания на время действия. В ответ на вопрос очнувшегося на больничной койке Бернетта: «Какой сейчас год?» Лоури уверенно отвечает: «Сегодня вторник».
Условность пространства сообщает происходящему на экране балагану со стрельбой эпические пропорции: парочке героев уже не нужно официально служить в полиции, потому что всем и так понятно, что с серьезными проблемами лучше них никто не справится
Постановщиками вновь выступили бельгийцы Адиль Эль Арби и Билал Фалла. У Майкла Бэя здесь вновь, как и в прошлом фильме, есть яркое камео. Автор «Армагеддона» как бы лишний раз подчеркивает, что передал детище в хорошие руки, но ему нет поводов не верить и без подобной верификации. «Плохие парни до конца» сняты с потрясающей (даже по меркам того же «Форсажа») прытью, изобретательностью и наглостью. Здесь есть несколько эпизодов, которые намертво врезаются в память. Бой в военном вертолете, например, заканчивается абсурдным и незабываемым кадром из выпадающей наружу клетки для перевозки заключенных. Ну а финал, в свою очередь, разворачивается в заброшенном парке развлечений с участием крокодила по имени Герцог.
Все здесь сделано настолько ловко и с таким неотразимым бесстыдством, что фильм хочется снобистски обвинить в безмозглости. И действительно, формально здесь есть проблемы со сценарием, психологической достоверностью персонажей и элементарным правдоподобием. Однако Адиль и Билал слишком безупречно владеют казавшейся утерянной механикой боевика, чтобы отвлекаться на скучные правила драматургии. Этот фильм летит вперед, движимый какой-то мифологической кинетикой. «Плохие парни» в своем нынешнем виде — это не столько полицейский боевик, сколько поп-артовая версия античных сказаний. Ну или разогнанный до неприличных мощностей анекдот с бородой. Причем бороды на лицах Смита и Лоуренса подстрижены идеально.
И совершенно неважно, что последний по-настоящему хороший фильм у Смита был, кажется, в прошлом тысячелетии
Да, когда-то он снимался у Тони Скотта и играл Мохаммеда Али у Майкла Манна. Да, его актерская чрезмерность уже давно стала поводом для шуток. Однако в правильном антураже обаянию 55-летнего Уилла сопротивляться так же сложно, как во времена самых первых «Людей в черном». Как и третья часть, новые «Плохие парни» в нужный момент играют на уязвимости некогда пуленепробиваемых героев. В прошлый раз Лоури подстрелили, в этот — у Бернетта инфаркт, а у его напарника — панические атаки, позволяющие Смиту пару раз едва не опрокинуть фильм куда-то в слезливый регистр легендарной работы в «Семи жизнях». Но уже через секунду Лоури получит звонкую пощечину и все вернется на круги своя.
Решив побрюзжать на «Плохих парней до конца», необходимо помнить, что голливудские блокбастеры в кризисе, а казавшийся непотопляемым линкор Marvel все глубже уходит под воду. На этом фоне работа Адиля и Билала выглядит настоящим чудом, дерзким шагом поперек трендов. Это стомиллионный боевик в старом стиле, который за первый уикенд превзошел ожидания: мировые сборы «Плохих парней до конца» уже превысили бюджет. И тем приятнее, что адресован фильм в значительной степени публике, которая помнит и оригинальные фильмы, и песню Run DMC Peter Piper, которая врезана в саундтрек, чтобы вызвать стопроцентный катарсис. Что же до Смита, то он вроде бы готовится покраситься в синий цвет для сиквела «Аладдина» Гая Ричи, так что его дела явно идут на лад. Но куда важнее, что в крайнем случае у него всегда есть возможность вернуться к роли, которая явно получается у Уилла лучше всего.
Фильм «Плохие парни до конца» (Bad Boys: Ride Or Die) можно увидеть в некоторых российских кинотеатрах.