В День России волгоградцам представили историю Родины в шедеврах музыки

Музыку, в которой отражены великие события истории Родины, услышали волгоградские поклонники классики в День России на праздничном концерте. Слушатели горячо принимали выступление Волгоградского академического симфонического оркестра (ВАСО) под управлением маэстро Андрея Аниханова. Концерт завершился дружной овацией.

В День России волгоградцам представили историю Родины в шедеврах музыки
© Волгоградская правда

В Волгоградской филармонии прозвучали шедевры музыкальной классики, посвященные знаковым событиям истории Отечества. Исполнялись программные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Концерт открыла Симфония № 2 «Родина» Гавриила Попова – настоящий музыкальный документ эпохи Великой Отечественной войны. Мелодическим языком в нем рассказаны переживания человека, со своим народом прошедшего через испытания тех лет.

Грандиозное сочинение звучало на волгоградской сцене впервые. Перед его премьерой, за несколько минут до начала, художественный руководитель и главный дирижер ВАСО заслуженный артист России Андрей Аниханов рассказал «Волгоградской правде» о непростой судьбе автора симфонии – нашего соотечественника Гавриила Попова.

«По ряду причин его имя меньше известно широкой публике, чем имя его однокашника по консерватории Шостаковича, – сказал Андрей Аниханов. – А между тем этих выдающихся людей многое роднит. Не только то, что по силе таланта и по глубине музыкального высказывания их ставят вровень. Многие великие и трагические события эпохи им выпали, и они их пережили в одно и то же время. Симфония Гавриила Попова «Родина» была им начата в 1941 году в блокадном Ленинграде практически параллельно со знаменитой Ленинградской симфонией Шостаковича. После публичного исполнения в 1946 году симфония «Родина» получила Сталинскую премию 2-й степени. И, хотя ее мысли и музыкальная энергетика отличаются, она не менее значима и вдохновенна, чем у Шостаковича. Это музыка большой души и мощной силы».

В 1948 году Гавриил Попов уже не в первый раз, наряду с другими талантливыми музыкантами, подвергся жесткой критике в ходе очередной кампании по «борьбе с формализмом». После этого композитор писал музыку для кинематографа, а его симфонические вещи долгое время оркестры не брали. Лишь после 1980–90-х они начали возвращаться к слушателям. Волгоградский оркестр так же просвещает свою публику, приоткрывая для нее малоизвестные страницы отечественной культуры. Слушатели по достоинству оценили выразительность и проникновенность этой музыки.

Переживания и страсти военного времени, но уже другого века, нашли отражение в торжественной увертюре «1812» Петра Ильича Чайковского, которая тоже звучала этим вечером в филармонии в унисон сегодняшнему празднику.

Одно из самых известных произведений гениального русского композитора написано в 1880 году и посвящено героической победе русского народа в Отечественной войне 1812 года против наполеоновской армии. Эта музыка, передавая чувство высокого душевного подъема, стала символом патриотического духа и торжества. Она тоже произвела сильное впечатление на слушателей, которые после апофеоза последних аккордов отвечали оркестрантам и дирижеру долгими, громкими и благодарными аплодисментами.

Праздничная программа достойно завершила 37-й сезон Волгоградского академического симфонического оркестра.

«Новый сезон стал очередной ступенькой в совершенствовании мастерства оркестра, – оценивает его итоги Андрей Аниханов. – Мы рады видеть в филармоническом зале все больше молодежи, всегда ждем своих верных слушателей, которые приходят на концерты за утешением, вдохновением, гармонией, душевной подпиткой».

В рамках проекта Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» и благодаря тесному сотрудничеству Московской и Волгоградской филармоний специальным гостем вечера стал уже полюбившийся волгоградской публике молодой пианист Арсений Тарасевич-Николаев (Москва).

Это один из незаурядных музыкантов нового поколения, продолжатель известной музыкальной династии. На этот раз в Волгограде он сыграл Концерт для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта. Артистичный и виртуозный исполнитель, Арсений Тарасевич-Николаев снова завоевал симпатии зала, который не скупился на аплодисменты.

«С самого первого моего выступления в Волгограде у меня сложились теплые добрые отношения с Андреем Анатольевичем Анихановым, с администрацией филармонии, – рассказал молодой пианист. – В Волгоградском симфоническом оркестре люди горят своим делом. Сам Волгоград мне очень нравится. И даже к вашей жаре я уже почти привык. Публика здесь теплая. Если в зале сидят люди, которые сюда приходят за вечным, как бы пафосно это ни звучало, это всегда ощущается. Одним словом, в Волгоград мне всегда приятно возвращаться».

Добавим, симфония «Родина» и увертюра «1812 год» включены в гастрольную программу Волгоградского симфонического оркестра, который совсем скоро отправится в Санкт-Петербург. В северной столице нашему коллективу предстоят ответственные выступления на сцене Санкт-Петербургской филармонии и в Гербовом зале Государственного Эрмитажа – втором по величине великолепном парадном помещении Зимнего дворца. Десятки богато украшенных золотых колонн, сверкающих люстр и скульптурных композиций делают его одним из наиболее нарядных и торжественных во дворце.

Гастроли волгоградцев в городе на Неве пройдут в рамках культурного сотрудничества двух российских регионов. Напомним, в 2021 году, в преддверии двух великих дат – 80-летия победы под Сталинградом и 80-летия полного снятия блокады Ленинграда – было подписано соглашение между комитетом культуры Волгоградской области и комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Благодаря этому за прошедшие годы удалось осуществить целый ряд ярких творческих проектов. Концертная деятельность артистов Волгограда и Санкт-Петербурга убедительно показывает, что сотрудничество двух регионов в сфере культуры многогранно и взаимовыгодно. И вот впереди – новая поездка. Музыканты Волгоградского академического симфонического оркестра с воодушевлением и творческим интересом готовятся к новым встречам в городе на Неве, уже ставшим доброй традицией.