В "Новой опере" пройдет премьера балета "Свадебка"
МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Столичный театр "Новая опера" им. Е. В. Колобова и "Балет Москва" представят балетную премьеру "Свадебка. Русские хореографические сцены с пением и музыкой" Игоря Стравинского, посвященную сто первой годовщине со дня первой постановки в Les Ballets Russes. Автор музыкальной концепции Николай Попов обрамил 25-минутную партитуру композитора прологом и эпилогом, а хореографом-постановщиком спектакля выступил Павел Глухов, сообщили ТАСС в пресс-службе "Новой оперы", где и пройдет постановка 14 и 15 июня.
Композитор Николай Попов предложил трехчастную форму произведения, центральное место в котором занимает "Свадебка" Стравинского, а первая и третья части - пролог и эпилог к главному высказыванию. Так, обрамляя основную часть спектакля, музыка Попова прокладывает метафорический мостик в русскую старину XIX века и к идеям Стравинского - важнейшего новатора музыки XX века, рассказали в пресс-службе, отметив, что таким образом "формируется сквозная идея, объединяющая различные по времени создания и эстетике музыкальные пласты".
В прологе к спектаклю задействован фольклорный ансамбль Hodila Izba. "Мне также показалось, что было бы хорошо показать первоисточник, откуда эта музыка произошла, то есть аутентичную русскую песню, поэтому мы задействуем фольклорный ансамбль. Вокалисты исполняют аутентичную музыку не в академической манере, а в той, как ее пели в деревнях. Помимо прочего, голоса еще и обрабатываются в реальном времени", - передает пресс-служба слова Попова.
Музыкальный руководитель постановки, дирижер Дмитрий Волосников, который работает с партитурой Стравинского с 2000 года, отметил, что в "Свадебке" Стравинского "музыкальная жизнь начинается резко", а новый пролог Попова "подготавливает для зрителя партитуру" композитора. "Интересно и продолжение "Свадебки": завершающие свадебные колокола, которые переходят в эпилог. Мне в русской музыке нравится колокольность. Если есть колокола, значит, эта музыка очень правильная, причем это не обязательно церковная музыка. Колокола - это часть русской души. Мы расширили роль колокольного звука для "Свадебки". У Стравинского колокола будто спрятаны, а мы их вывели на передний план", - добавил он. Как отметили в театре, в этой постановке дирижер впервые будет сидеть в зрительном зале. "Это будет проба, эксперимент, в котором нужно будет соблюсти баланс, что непросто. Механические инструменты играют автономно, а ударные и фольклорный ансамбль будут смотреть на меня. В самой "Свадебке" похожее распределение функций - и это, конечно, высший пилотаж", - поделился дирижер.
О работе хореографа-постановщика
Павел Глухов находит родственные спектаклю темы в сюжете пьесы "Гроза" Александра Островского. "Обрядовость свадебного ритуала, его ригидность, незыблемость становятся не прямой рифмовкой двух произведений, а объединяющей темой столкновения традиции и живого человеческого чувства, которая актуальна сейчас - и всегда", - сказали в пресс-службе. Структурно за сюжет Островского отвечают пролог и эпилог, но "не напрямую, а через игру со временем". Так, зритель оказывается в том моменте "Грозы", когда Катерина падает в воды волжского омута и "в ее угасающем сознании мелькают воспоминания о свадьбе, о теплоте родительского дома, о предопределенности судьбы и горечи любви". Вдохновляется Глухов русский фольклорным танцем. "Я сам в детстве танцевал и курские Тимони, и рязанские Змейки, позже изучал русский областной танцевальный фольклор во время учебы, этот материал во мне есть. В танце из него должна произрасти конкретная дивертисментная структура. При этом сложные и странные ритмы Стравинского и некая угловатость движения, дискоординация, возможно, даже нерациональность, которые есть в моей лексике, органично складываются вместе; мне не нужно выдумывать это соединение, оно образуется само собой", - сказал хореограф-постановщик. Он также отметил, что в его постановке хор "не только воспроизводит музыкальный материал, но и становится персонажем спектакля". "Через хор мы показываем фольклорный пласт, фольклорную линию этого произведения, имея в виду поведение людей внутри обряда. Хор здесь выступает некой родительской, взрослой частью социума. Этакими старшинами. А танцовщики - в роли молодежи, в роли тех, чью жизнь сейчас будут выстраивать, налаживать, конструировать как нечто заведомо ясное", - пояснил он.
Как отметили в пресс-службе, художник по костюмам Светлана Тегин в визуальном воплощении спектакля отталкивалась от исторических референсов - фото крестьян Нижегородской губернии второй половины XIX века. За сценографию отвечает - Лариса Ломакина, видеохудожник - Алексей Бычков.