Войти в почту

Международный фестиваль искусств "Стрелка" завершился в Нижнем Новгороде

Фестиваль "Стрелка" пока еще не имеет длинной истории. Но - начинавшийся лишь с нескольких вечеров в палатках - фестиваль Нижегородского театра оперы и балета сегодня обрел красивейшую концертную площадку в отреставрированных Пакгаузах и стал одним из самых притягательных культурных форумов страны. Его название определило красивое местоположение зала на пересечении двух рек - Волги и Оки. Ныне фестиваль представляет мультижанровую программу из полутора десятков событий.

Международный фестиваль искусств "Стрелка" завершился в Нижнем Новгороде
© Российская Газета

Пакгаузы- это еще и новая, по сути, камерная сцена Нижегородского оперного, где есть и свои репертуарные спектакли, так как надо признать, что основное здание театра морально и физически устарело критически и требует радикальных перемен. Но фестиваль, что по традиции приходится на первую половину июня, в основном предлагает программу в филармоническом формате. При беглом взгляде на афишу, она оставляет эклектичное впечатление, однако сплетение эпох, жанров и стилей создает портрет времени и привлекает самую разную публику.

Старт фестивалю дала "Песнь о земле" Густава Малера с Федором Леднёвым за дирижерским пультом нижегородского оркестра La Voce Strumentale и двумя солистами - тенором Сергеем Кузьминым и баритоном Константином Сучковым. Эта симфония в песнях, которую автор не обозначил традиционным номером, поскольку она, по сути, должна быть Девятой - роковой и последней для многих композиторов... "Симфония в песнях", как определил жанр сочинения сам композитор, написана на стихи китайских поэтов эпохи Тан в переводе Ханса Бетге ("Китайская флейта") и состоит из шести частей. Это очень печальное произведение одного из самых грустных композиторов. Исполнение получилось глубоким, чуть нервным, очень похожим по своей сути на реквием, что чувствуется камертоном сегодняшнего времени.

Отзвуком модной ныне юбилейной лихорадки в нашей музыкальной жизни стал вечер вокальной музыки Михаила Глинки, 220-летие которого празднуется как раз в нынешнем июне. Этот концерт стал первым сольным вечером в жанре камерной миниатюры для харизматичной молодой певицы Марии Бараковой - чемпионки самых известных отечественных конкурсов - имени как раз Глинки и имени Чайковского. Певица выступала в тандеме с Павлом Небольсиным, коего сегодня следует признать одним из самых ярких пианистов-аккомпаниаторов нового поколения. И все же вечер выглядел скорее черновым наброском к возможным будущим успехам. А камерный настрой фестиваля продолжил легендарный фортепианный дуэт Людмила Берлинская - Артур Ансель. Был и Моцарт-гала, и вечер, целиком посвященный Перголези, а также музыка ренессанса и маньеризма, где за дирижерским пультом гибкого нижегородского оркестра сменяли друг друга Игорь Бобович и Иван Великанов.

И все же контрапунктной темой фестиваля стала музыка ХХ столетия. В концерте из камерных сочинений Леонида Десятникова, подготовленном пианистом Алексеем Гориболем, сошлись музыка и поэтическое слово: специальный гость фестиваля Вениамин Смехов читал стихи обэриутов. Именно на их стихи написан Десятниковым первый из звучавших в этот вечер - и один из самых его известных - вокальный цикл "Любовь и жизнь поэта". Его в сопровождении Алексея Гориболя исполнил тенор Сергей Годин, а Yiddish, цикл из пяти песен для голоса и струнного квартета, прозвучал в исполнении Марии Калининой, в последний момент заменившей звезду - сопрано Надежду Павлову.

"Симфония в песнях" была похожа на реквием, что чувствуется камертоном сегодняшнего времени

Финальный аккорд фестиваля составили произведения не юбиляра Курта Вайля и Альфреда Шнитке, 90-летие со дня рождения которого приходится на 24 ноября 2024 года. Приехавший на фестиваль Российский национальный оркестр вместе с молодым дирижером Федором Безносиковым выбрал не мрачные оперы композитора, а его киномузыку к фильмам "Экипаж", "Маленькие трагедии", "Мертвые души" и "Сказка странствий".

Концерт "Курт Вайль. Happy End" оказался закрывающим форум на "Стрелке". Оркестром La Voce Strumentale дирижировал француз Клеман Нонсьё, а программа была посвящена работам композитора для музыкального театра. Посему не обошлось без исполнения и его знаменитых зонг на стихи Бертольта Брехта "Трехгрошовая опера", и мюзикла, давшего название всему концерту. Красивой музыки и немного оптимизма - пусть даже иногда не слишком мотивированного - сегодня всем нам очень нужно.