Дирижёр Екатерининского оркестра рассказал об оживившей классике с живописью на воде

️В концертном зале ДК «Современник» в свердловском городе Берёзовском прошёл удивительный концерт, где музыка Екатерининского оркестра звучала в сопровождении живописи на воде художницы Анны Ветлужских. Благодаря художественному мастерству Анны и огромному экрану зрители могли визуально погрузиться в мир музыки Чайковского, Вивальди и Грига. Своими впечатлениями от проекта, в котором классика оживает благодаря живописи на воде, поделился дирижёр Екатерининского оркестра Сергей Царегородцев.

Дирижёр Екатерининского оркестра рассказал об оживившей классике с живописью на воде
© Уральский меридиан

Фото: предоставлено ИА «Уральский меридиан» Сергеем Царегородцевым

Сергей, почему вы решили пополнить репертуар Екатерининского оркестра проектом «Галерея музыки», где используется живопись на воде? Что способствовало началу такого сотрудничества?

– Истоки сотрудничества берут своё начало с предложения Анны Ветлужских о совместном творчестве. Я лично довольно ревностно отношусь к вмешательству в музыкальную ткань. Но, в тоже время, я люблю экспериментировать, считаю, что без экспериментов невозможен прогресс. Так появился наш первый совместный проект: Музыкальная сказка «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского совместно с живописью на воде.

Фото: предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

– Как лично вы оцениваете проекты, в которых музыка совмещается с живописью на воде? Каковы сложности такого формата для зрителя и для музыкантов?

– Иллюстративность, изобразительные образы, положенные на музыку – это всегда большой риск. С одной стороны, все произведения, которые были исполнены в нашем концерте, имеют программность, то есть у них у всех есть название, данное композитором, будь то «Времена года», или Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Эдварда Грига, и следовательно некая иллюстративность заложена самим композитором уже в процессе создания музыки. С другой стороны, музыка способна создавать свои образы для каждого человека индивидуальные, если позволите, интимные. И нередко такие образы оказываются очень характерными, личными для слушателя. Любой художник, публично рисуя свои образы под музыку, рискует оказаться непонятым или неверно истолкованным.

Тем волнительнее творчество Анны Ветлужских, которая сама не боится экспериментов. Смелая и яркая художница своими образами не просто дополняет музыкальный материал, а ставит их во главу всей концертной программы. Её творчество не стало украшательством. Картины, которые создаёт Анна, действительно прекрасны, уместны и в полной мере становятся частью всего действия на сцене, завораживая своим магическим преобразованием.

Фото: предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

– Влияет ли на стиль исполнения музыки такой формат концерта?

– На мой взгляд — нет, не влияет. Более того, мне думается, очень важно, чтобы на музыкальное исполнительство не влияли никакие образы, кроме тех, которые заложены композитором в нотах. Тем сложна и по-своему магически притягательна музыка, которая заставляет «рисовать» образы, порой совсем не изобразительные, а эмоциональные.

Фото: предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

– Какие у вас впечатления от концертного зала ДК «Современник» в Берёзовском?

– С этого зала началась история Екатерининского оркестра, здесь мы играли свой первый концерт в 2019 году, здесь мы отмечали своё пятилетие. В «Современнике» мы выступаем довольно часто и для нас, для Екатерининского оркестра, этот зал по-своему уже родной. И этот зал совершенно точно словно создан для таких проектов, как Живопись на воде – много ярких красок, полномасштабные светодиодные задник и кулисы. А световые и звуковые возможности зала в полной мере позволяют раскрыть весь потенциал такого проекта.

Фото: предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

– Расскажите о ближайших планах Екатерининского оркестра.

– Из самого ближайшего – несколько Open Air, в том числе 22 июня в Парке культуры и отдыха в Верхней Пышме, и участие в дне города Березовского 5 июля. Следующий сезон мы по традиции откроем Домашним Концертом – концерт, в котором участвуют артисты оркестра, но в различных составах ансамблей с самым разнообразным репертуаром. Ну и конечно, в следующем сезоне мы представим несколько новых программ, одна из которых будет посвящена творчеству и юбилею потрясающего композитора, нашего современника – Александры Николаевны Пахмутовой.

Комментарий художницы Анны Ветлужских:

«Программу «Галерея музыки», которую я придумала, мы согласовали с дирижёром Сергеем Царегородцевым и воплотили на сцене с Екатерининским оркестром.Программа является своеобразной галереей классики, где собраны самые узнаваемые музыкальные шедевры. Состоит галерея из четырёх «залов», в которых можно услышать и увидеть несколько самых знаковых композиций из четырёх произведений: «Времена года» Вивальди, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Пер Гюнт» Грига. Таким образом зрители получили возможность побывать сразу на четырёх концертах за один раз. Очень здорово было рисовать с музыкой в зале с таким экраном. Оркестр был буквально погружён в образы и ритмы своей же мелодии. Вот этого я и хотела, готовясь к проекту. В этом и есть смысл, красота и слияние живописи с музыкой!»

Такой вариант блиц-знакомства с музыкой, которая визуализируется с помощью живописи на воде, хорош как для детей, так и для взрослых, не очень посвящённых в музыкальную классику. Формат сочетания живой классической музыки и такой своеобразной живописи, живущей в моменте, но находящейся всё время в движении, отображаясь на огромном экране, на сегодняшний день не имеет аналогов в России. Увидеть его можно только на выступлениях Анны Ветлужских.

ИА «Уральский меридиан» ранее писало, как сказку «Щелкунчик» превратили в живописный балет.