«Говорить мы можем на разных языках, но чувства — одни на всех». Известный дирижер — о том, где этим летом услышать классику

Этим летом в подмосковной Истре уже в седьмой раз пройдет один из самых масштабных классических музыкальных фестивалей под открытым небом «Лето. Музыка. Музей». Каждый раз он объединяет тысячи людей. В этом году темой фестиваля стали «Русские сезоны» легендарного Сергея Дягилева. Почему именно сейчас важно вспомнить о нем, чего ждать гостям Истры и где в Москве услышать классику — об этом и многом другом «Мосленте» рассказал художественный руководитель фестиваля, известный дирижер Дмитрий Юровский. Ниже — его монолог.

«Говорить мы можем на разных языках, но чувства — одни на всех». Известный дирижер — о том, где этим летом услышать классику
© Мослента

Про великого Дягилева и его сезоны

В этом году наш фестиваль посвящен знаменитым дягилевским «Русским сезонам». Без Сергея Дягилева невозможно представить себе бурную творческую жизнь пересечения XIX-XX веков. Ему удалось объединить жанры балета, оперы, симфонической музыки и живописи в невиданном ранее объеме.

© Картина Августа Макке «Русский балет»

Самые великие композиторы, исполнители, хореографы, артисты, художники — все они вместе создавали свои шедевры под руководством и при огромной поддержке Дягилева. По сей день «Русские сезоны» — это одно из самых важных событий в истории изящных искусств, влияющее на эмоциональный фон человека.

Про круглые даты

Учитывая все это, а также то, что музыка и живопись — главные составляющие в программах фестиваля «Лето. Музыка. Музей», мне хотелось перенести атмосферу дягилевского времени в наши дни и в очередной раз предоставить возможность зрителю убедиться в гармонии слияния всех этих жанров. Тем более что в 2024 году исполнилось бы 150 лет художнику Николаю Рериху, 135 лет хореографу Вацлаву Нижинскому, а также прошло 100 лет со дня смерти художника Леона Бакста и 95 лет со дня смерти самого Сергея Дягилева.

© Фото: Sasha / Hulton Archive / Getty Images

Любая возможность чествования великих людей искусства должна послужить стимулом для всех нас, так как слияние жанров на одной сцене и в наши дни является двигателем развития эстетического восприятия зрителей самого разного возраста.

Про зрителей

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» пройдет уже в седьмой раз, поэтому наверняка какая-то часть зрителей окажется в Истре в эти дни вовсе не случайно. Разумеется есть и те, кто приедет в это прекрасное место впервые и в первый раз посетит наш фестиваль.

«Я учился в одном из самых веселых мест в Москве». Максим Дунаевский — о консерватории, центре столицы и фестивале в Новом Иерусалиме

В принципе, это идеальная комбинация преданных и новых зрителей, которая украшает любое событие такого масштаба. Ничего не могу сказать о профессиях наших посетителей, но их, несомненно, объединяет любовь к природе, истории и искусству.

Про классику и повседневную жизнь

На сегодняшний день классическая музыка остается востребованной в любой точке земного шара, где живут люди. Но, конечно, не все осознают ее необходимость, поэтому наша задача, правильно используя новые форматы, представлять классику так, чтобы понимая и принимая ее музейную ценность, зритель мог почувствовать и ее актуальность.

© Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Тот факт, что классика, кроме концертных залов, используется, например, в кинематографе, компьютерных играх, метро, а также звучит в каких-либо современных трактовках и аранжировках, как раз очень положительный. Все это позволяет ей интегрироваться в повседневную жизнь, доходить до слушателей в доступной форме. При этом, конечно, очень важно сохранять баланс привлечения зрителя и в концертные залы, чтобы доступность восприятия не слишком затмила трепетное отношение к этому жанру.

Про разные города, страны и людей

В каждой стране и в каждом городе есть своя специфика. Как публика, так и сами музыканты на одно и то же произведение в разных местах могут реагировать совершенно по-разному.

«Алла Пугачева всегда была свободна и раскована». Знаменитый композитор — об Алле Пугачевой, чиновниках и неудаче Гайдая

При этом люди могут говорить на разных языках, а чувствовать одинаково, поскольку эмоции в любом случае интернациональны. Искусство — в частности, музыка — является очень важной формой коммуникации, поскольку может помочь эмоционально выйти на одну волну и преодолеть любой языковой или идеологический барьер.

Я родился в Советском Союзе, рос и учился в Германии, первые годы как дирижер провел в Италии, потом работал и жил в большом количестве стран (более 70) и во многих чувствовал себя как дома. Я всегда ценил возможность научиться чему-то новому, а также поделиться приобретенным опытом.

© Фото: Samuel Sianipar / Unsplash

Но сравнивать города и страны сложно, поскольку в одном и том же зале, один и тот же человек может сегодня заплакать во время какого-то музыкального фрагмента, а завтра на тот же фрагмент улыбнуться, и обе эмоции будут совершенно искренними.

Про классику в Москве

В Москве можно найти добрую сотню мест, в которых регулярно звучит классическая музыка. Конечно же, главными концертными залами остаются Филармония (Концертный зал Чайковского и Концертный зал имени Рахманинова), Большой и Малый залы консерватории, Концертный зал «Зарядье», Московский международный Дом Музыки.

«У Билана очень сложный характер». Как работается композитору, пишущему песни для звезд

Есть и многие другие известные залы — Государственный Кремлевский дворец, Колонный зал Дома Союзов.

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» откроется 3 июля в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре и продлится до 7 июля. Все подробности, а также билеты — на официальном сайте мероприятия.