Андрей Максимов - о спектакле "Русалка" в Московском музыкальном театре

И вот - река. Видео. Поэтому как живая. И вот ты, зритель, на нее смотришь и понимаешь: она есть целый мир, цельный, настоящий. Жутковатый, мрачный, но - живой. Река - словно бы не часть природы, но часть некоего мистического сюжета. И это как-то быстро становится ясным.

Андрей Максимов - о спектакле "Русалка" в Московском музыкальном театре
© Российская Газета

Александр Титель в Московском музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко поставил оперу Александра Даргомыжского "Русалка". По мотивам Пушкина. Жутковатая мелодрама с элементами мистики. Про любовь.

Замечательным художником Владимиром Арефьевым на сцене создан довольно страшный, вовсе не праздничный черно-белый мир. История про любовь и про предательство, про месть и про смерть - до красок ли тут?

Князь полюбил дочь мельника Наташу, да бросил: недостойно князю на дочери мельника жениться. Наташа утопилась от отчаяния, стала русалкой. Князь нашел более достойную любовь для себя. И вот - свадьба.

Здесь над любой судьбой надо раздумывать, что, согласитесь, не так часто бывает в опере

Титель придумал замечательно! Гармония прекрасного мира нарушается какими-то железными столами. Они пустые поначалу стоят, и кажется, что никто не хочет на эту свадьбу приходить. А потом заполняются постепенно людьми во все той же черно-белой гамме. И ощущение, будто не свадьбу ты смотришь, а похороны. И как-то с самого начала понимаешь, что это - свадьба несчастных людей...

Любовный треугольник. Плюс мельник, отец Наташи, которая стала русалкой. Четыре человека. Внимательно прочитали эти два слова? Человека! Так в опере не всегда, увы, бывает.

Сегодняшняя оперная режиссура очень любит выпячивать себя. Чтобы зритель увидел, насколько велика фантазия режиссера. Я не хочу сказать, что это плохо, - бывает плохо, бывает замечательно. Но самое печальное: когда в опере главным становится не музыка, а фантазия режиссера.

Александр Титель, если можно так выразиться, вскрывает музыку Даргомыжского, музыку, надо сказать, замечательную. Недаром "Русалку" называют третьей русской оперой после "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы". Титель делает так, чтобы оркестр под руководством Тимура Зангиева был не просто участником спектакля, но главным участником.

Итак, мощные, внятные, как говорится - очень по делу, декорации. Как всегда бывает, умный свет Дамира Исмагилова. Великая музыка. Очень сильные голоса, просто поразительные! И не только у исполнителей главных партий - у всех.

Но... Повторим: опера - это история про людей. При этом, на мой взгляд, это всегда притча: все-таки в обычной жизни люди под музыку не живут и ариями не разговаривают. Но, как известно, чем условней мир, тем безусловней должно быть актерское существование в нем.

Александр Титель поставил "Русалку" так, чтобы мы сочувствовали всем персонажам. И это поразительно

И оно есть. Вдруг поймал себя на том, что, глядя на страдания княгини в исполнении Екатерины Лукаш, начинаю переживать так, как не всегда бывает в театре драматическом. Женщина полюбила князя, а тот любит другую, умершую. Что ей остается делать? Страдать и маяться... О, как страшны эти страдания!

Князь. Герой. Владимир Дмитрук. Вы когда-нибудь видели мужчин, которые отказываются от своей любви? Я - не раз. Они могут держать лицо, могут стараться выглядеть. Но печаль лежит на них, тоска непроходящая. Как это сыграть-спеть в опере? У Дмитрука получается. Он умеет передать трагедию своего героя. При этом не слащаво, но подлинно.

Дмитрий Ульянов - мельник. Партия, в которой блистал не кто-то, а сам Федор Иванович Шаляпин. Когда его дочь топится в реке, мельник сходит с ума, начиная утверждать, что он превратился в ворона. Ульянов вместе с режиссером так решают эту роль, что не ясно: то ли мельник сошел с ума, то ли просто ушел ото всех - мол, не мешайте, не в себе я. Мощнейший получается характер. Как и все персонажи этого спектакля - неоднозначный. Здесь над любой судьбой надо раздумывать, что, согласитесь, не так часто бывает в опере.

Наконец, Елена Гусева, исполняющая главную партию Наташи, поет и играет то, что сыграть, кажется, невозможно: любовь и месть. Мщение - вообще нехристианская история. И когда Наташа просит свою дочь Русалочку (которую очень трогательно играет Ванда Парий), по сути, утопить своего отца - князя, казалось бы, к Наташе трудно испытывать сочувствие.

Но Гусева работает так, что мы, зрители, сами готовы убить любого, кто ее обидит. Такой характер, который отдается страсти, не задумываясь, будь то страсть любви или страсть мщения. Она не просто исполняет партию Наташи, она в нее превращается. Полная, более чем стопроцентная отдача.

Почему я так подробно про артистов? Все, что делается в театре - оперном, драматическом, не важно, - делается для того, чтобы перед нами на сцену вышел артист и мы, зрители, испытали к нему живые, подлинные человеческие чувства. По сути, их бывает два: мы либо сочувствуем, либо ненавидим.

Александр Титель поставил "Русалку" так, чтобы мы сочувствовали всем персонажам. И это поразительно. Потому что герои оперы Даргомыжского совершают - скажем мягко - разные поступки. Мужчина предает любимую. А любимая его за это убивает... Откуда сочувствию браться?

Но дело в том, что Титель поставил оперу про мучающихся людей. Герои этой притчи так похожи на нас - не конкретно по своим поступкам, а по сути. Разве мы не совершаем нечто, за что потом становится стыдно перед самим собой? Разве мы не ослушиваемся Бога и не делаем то, что нас приводит к негативу?

"Русалка" в театре Станиславского и Немировича-Данченко - глубокий спектакль. Спасибо создателям.