Филипп Коршунов: «Драматургия - тоже конструкция»

Актёров популярного сериала «Восьмидесятые» многие знают в лицо, а вот его создателей - единицы. Сегодняшний гость принимал непосредственное участие в съёмках данного фильма, а также других, не менее интересных. Его работы находят огромный отклик у женской аудитории. Наши читательницы наверняка следили за перипетиями в судьбах героинь, оживающих на экране по воле этого мастера. О себе, семье и секретах рождения кино нашему корреспонденту рассказал режиссёр Филипп Коршунов. - Филипп, знаю, что вы собирались поступать в университет имени Н.Э. Баумана и не планировали становиться режиссёром… - Да, мечтал изобрести двигатель, который мог бы разогнать ракету до достаточной скорости, чтобы она вырвалась за пределы Солнечной системы. Я ведь первый киношник в нашей семье. Все были военными и инженерами. Например, автоматическую систему десантирования изобрёл мой дядя. Отец занимался программированием двигателей баллистических ракет. Оба дедушки и даже прадедушка - тоже военные инженеры. Изначально хотел создавать материальные вещи, а потом что-то случилось. Увидел фильм Бергмана, и он произвёл настолько серьёзное впечатление, что изменил направление моего движения. - Но у изобретателей особый склад ума. Как можно перестать думать, к примеру, о создании межгалактического лифта и внезапно переключиться на кинематограф? - Драматургия - тоже конструкция. Она строится по вполне определённым законам, её даже можно вычислить. Возьмём золотое сечение, согласно которому главное событие находится во второй трети драматургического произведения. Всё, что случается, происходит зачем-то. Порой возникают вопросы, а тем ли я занимаюсь? Но когда тебе пишут в отзывах: «Спасибо, вы изменили мою судьбу», понимаешь, что приносишь пользу. - А меня всегда интересовал вопрос, почему говорят: «Это фильм такого-то режиссёра»? А как же сценарист? - Мы без него не можем - это правда. Ну, за исключением тех, кто пишет самостоятельно. Мне легко, потому что в состоянии написать сам, но сценарий - не отдельное литературное произведение. Это чертёж, по которому режиссёр и вся группа, в том числе художник-постановщик, оператор-постановщик, выстраивают некий конструкт, и он обретает жизнь. Режиссёр - скорее художественный руководитель. Он вполне может угробить хороший сценарий, поэтому на нём большая ответственность. Мне нравится снимать чужие сценарии, когда один человек придумал, а ты вносишь что-то своё. Потом оператор добавит, актёры. Вместе навалились, и в итоге получается всеобъемлющая история. - Бывает, что снимаете не так, как указано в сценарии? - Нет. Если в тексте написано «погоня», могу сделать её по-своему, но она должна быть. Сценарий является законом, то есть режиссёр его интерпретирует. Здесь по аналогии с чертежами - что начерчено, то должно быть построено. Стоит не воздвигнуть хотя бы одну колонну, и всё развалится. Поэтому нужно быть очень аккуратным. - Не обижаетесь, если узнаёте, что кто-то не смотрел ваши фильмы? - Конечно, нет. Раньше, чтобы получилось кино, требовалось много времени и сил, ведь использовали плёнку. Ты снял и ждёшь, пока её проявят, потом посмотрел и понял: получилось не так. Сейчас я вижу результат моментально. Более того, даже с помощью «айфона» можно сделать полный метр - такие примеры есть. Первый подобный фильм называется Orange - грузинско-американская картина. Нынче можно снять на телефон, тут же смонтировать и выложить на онлайн-платформу. Качество, с одной стороны, упало, с другой - появилась доступность. Если раньше выход фильма становился неким культурным событием, то теперь на зрителя обрушился бесконечный поток премьер. Вот хороший пример - лента «Молодая гвардия». Сперва была маленькая заметка во фронтовой газете. Затем её перепечатало центральное издание, позже по заказу государства был создан роман, написанный не последним писателем Советского Союза. По нему ставят пьесу, которая идёт во всех театрах, а уж только потом снимают фильм, отобрав лучших режиссёров и молодых актёров. Так же и «Служебный роман». Сначала в 250 театрах с аншлагами шла пьеса. Далее появился телевизионный фильм, а затем, только обкатав и получив внимание аудитории, были вложены деньги в то, чтобы снять кино. Вот так создавались картины, которые знали большинство зрителей. Они имели колоссальное воздействие. А сейчас люди разбились по группам и нет чего-то настолько яркого, что может объединять. - Поговорим о ваших фильмах. В популярном сериале «Восьмидесятые» вы выступаете как один из режиссёров. Почему вас двое? - Четверо! Там просто пять сезонов по 24 серии. Это, кстати, пример чего-то большого и объединяющего. Я снимал четвёртый. Начинал его замечательный режиссёр. Он, собственно говоря, являлся одним из создателей, но в какой-то момент не смог продолжить. К тому времени я был фанатом сериала, и тут мне звонят, спрашивают: «Не желаешь ли снять четвёртый сезон?» Конечно, согласился! Подумал: «Господи, мне ещё за это деньги будут платить?» (смеётся). Это было счастье. Накануне у меня как раз случился полнометражный фильм «Полное превращение» по сценарию Павла Санаева. Данный опыт и дал мне путёвку в то, чтобы поработать над «Восьмидесятыми». Тогда он являлся топовым сериалом. К тому же я примерно одного возраста с героем, и мне было любопытно вспоминать, что происходило в 86-м. На съёмочной площадке возникали забавные моменты, когда молодые ребята-реквизиторы приносили коробок спичек со штрихкодом и искренне не понимали, почему со стороны плейбека (монитора для просмотра того, что происходит в камере. - Прим. авт.) раздаётся крик, перемежающийся с ненормативным русским языком. - Вы строгий режиссёр? - Когда как. Давайте обратимся к математике. Съёмочный день самого недорогого сериала стоит от двух миллионов рублей. Я вычислил, что одна минута обходится в полторы-две тысячи. Отошёл чаю попить, и это обойдётся моим работодателям примерно в десять тысяч. Ну не буду я стоять, долго объяснять и уговаривать. Это слишком дорогое удовольствие. Понятное дело, что нужно находить со всеми общий язык, но есть такое выражение: «В кино всё делается по команде». Главное - достичь результата, чтобы к концу 12-часовой смены, когда глаза не видят, а ноги не стоят, получилось ровно то, что написано в вызывном листе (плане на день, в котором поминутно расписана вся последовательность съёмок. - Прим. авт.). - Заметила, что в ваших фильмах нет невероятного экшена, но они добрые и человечные. А согласитесь, если предложат снять кино, где, к примеру, кровь, гонки на выживание? - Откажусь. Всегда начинаю разговор с просьбы дать почитать материал. С 2015 года я папа, у меня две прекрасные дочери, и не хочется, чтобы они смотрели подобные вещи. Отлично понимаю, есть люди, которым такое нравится, - не осуждаю их. Люблю хоррор. На мой взгляд, данный жанр и комедия - одно и то же. Там пугаешься, здесь смеёшься - просто разные эмоции! Но снимать кино, как маньяк всех вырезал, не возьмусь. - Какую свою работу назвали бы самой значимой? - Мне нравится, что делаю на телеканалах ТВЦ и «Домашний». Я создаю женские истории. Если говорить о конкретных фильмах, отмечу «В тихом омуте» - о том, как героиня из-за семейных проблем начала сходить с ума и чуть не совершила преступление. «Механика любви» - женщину выгоняют с ребёнком на улицу, и ей приходится заново «собирать» свою жизнь без защиты мужа, без денег. Почему-то считается, что мелодрама - презренный жанр, однако он имеет колоссальный отклик. По статистике, у нас 80 % разводов, по этом поводу у людей есть вопросы, и на них я имею возможность отвечать с помощью сериалов. У меня выходит фильм, публикуется на разных платформах и за два дня имеет примерно три-пять миллионов просмотров. Зрителю это интересно. - Наверное, женщины расценивают это как некую терапию? - Возможно. Я не клинический психолог, но очень надеюсь, что кому-то оказал помощь. Это то, что мне нравится в профессии. Даже если ты помог 0,1 % людей, при количестве зрителей в 5-10 миллионов получается уже несколько человек. - Вы сказали, что воспитываете двух дочек, а кто ваша жена, если не секрет? - Очень мечтал именно о девочках, и всё случилось. Это две прекрасные блондинки: одной девять лет, другой - пять. А женат я на актрисе Ирине Крутик. Познакомились во ВГИКе, я был на третьем курсе, она на втором. Впервые рассказываю об этом в интервью, так как не люблю выносить какие-то личные вещи. Я абсолютно непубличный человек. - Берёте дочек на съёмочную площадку посмотреть, как папа работает? - Да. Даже получил в подарок фотографию, где рядом стоит старшая и внимательно смотрит в монитор, а младшая у меня на руках в моих же наушниках умильно наблюдает за происходящим. Старшая дочь сама недавно сделала веб-сериал. Собрала на продлёнке одноклассников - и сняли четыре серии про монстров в школе. - Мне, человеку далёкому от кино, интересно, как проходит съёмочный день? - Есть анекдот о том, что такое кинорежиссура. Это когда ты едешь по горящему полю на горящем велосипеде, сам горишь, и тебе ещё надо что-то при этом делать. Вокруг 50 человек, всем нужно ответить - и так 12 часов в сутки. Самое смешное, конечно, работа с животными и детьми. Потому что и те и другие абсолютно неуправляемые. Помните, как в картине «Фильм, фильм, фильм»? Подходишь, рассказываешь, но ничего не получается, а потом все отвернулись - и всё случилось. Визитная карточка Режиссёр Филипп Коршунов родился 4 ноября 1973 года в Кривом Роге Днепропетровской области. Окончил ВГИК. В 2006-м дебютировал как режиссёр с короткометражкой «Ромашки», которая на «Кинотавре» получила диплом «за лаконизм и современный взгляд на режиссуру игрового кино». Среди его работ: «Метод уборщицы», «Провинциальный детектив», «Золотая кровь. Градус смерти», «Дама Треф», «Граница времени», «Спасти Пушкина». Женат. Воспитывает двоих детей.

Филипп Коршунов: «Драматургия - тоже конструкция»
© МВД МЕДИА