Почувствовать сияние вселенной - "СимфоПарк-2024"
11 тысяч гостей, 286 музыкантов, 19 программ, три сцены и двое суток - всё это один "Большой симфонический парк". На фестивале Омской филармонии под открытым небом фанатам хорошей музыки в девятый раз предложили раскинуть пледы на полянках и отдохнуть под аккомпанемент лучших коллективов города. За "живой" саундтрек уикенда отвечали Омский академический симфонический оркестр, камерный и духовой оркестры. - Наше короткое сибирское лето дарит такой букет эмоций! Одновременно и хорошая погода, и отличная музыка. Это украшает нашу жизнь! Наверное, как многие женщины, я танцую одна дома под музыку, рисую, поэтому музыка для меня представляется как ассоциативный ряд. Профессионально я никогда ей не занималась, но благоговею настолько, что могу лишь сказать: когда люди из семи нот творят музыку или когда из деревянных инструментов достают все эти чувства, это что-то волшебное! Прикосновение человека к музыкальному инструменту рождает невероятные гармонии, меня это очень сильно впечатляет, - поделилась эмоциями гость "СимфоПарка" Елена Абгольц. Начало музыкальному марафону длиной в два дня по традиции положила программа Симфонического оркестра и театра "Третий круг". Оркестранты за 60 минут на сцене "обошли свет" и сразу отправились репетировать финальную программу "Парка" с гостями города: Екатериной Лёхиной (сопрано), Константином Захаровым (тенор), Павлом Червинским (бас) и Вероникой Кожухаровой (саксофон). - Для меня, как для дирижёра симфонического оркестра, самая занимательная программа "Парка" - программа нашего оркестра (смеётся) . На всё остальное не хватает ни сил, ни времени. У нас очень интересные солисты - кроме вокалистов ещё и саксофон, - рассказал художественный руководитель и главный дирижёр Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. Услышали "саксофон" и подумали о джазе? Этот стереотип, увы, не искоренить. Однако для этого духового инструмента есть партитуры и в классике, и в поп-направлении, и во всём остальном спектре музыкальных жанров. Так что на "Симфопарке" саксофонистке выдали ноты и попросили классическими джазовыми импровизациями увлекаться не сильно. - Если будет импровизировать, придётся оркестру подстраиваться (смеётся) , но импровизируют обычно или солисты, или ансамбли. Причём, как правило, в заранее заданном направлении. Оркестры не импровизируют - у оркестрантов ноты, потому что слишком большой ансамбль, но мы всё равно готовы поддержать все начинания и порывы солистов , - поясняет Дмитрий Васильев. Пока главные герои "Симфопарка" готовились к кульминации фестиваля, зрители зажигали на "Танцплощадке". Ведь, если хочется танцевать, особенно под живую музыку, сдерживать выражение собственного счастья противопоказано. - На сцене музыканты зажгли, а мы станцевали, и это было классно (улыбается) . Я ритм танго не совсем поддерживала. Мы пришли танцевать в ритме латино, но это была совсем другая латина, а не та, к которой я привыкла, занимаясь бальными танцами, - поделилась зрительница Юлия Лощинина. Новинкой сезона стала "Зелёная сцена". Омские музыканты отправляли заявки на участие, Омская филармония провела прослушивание и расставила точки над "и". 41 участник смог заявить о себе и своём творчестве на "Симфопарке-2024". - Это свежая кровь, которая вливается в общую культуру нашего города. Видите, я тоже в зелёном костюме - это цвет молодости, жизни и перспектив. Действительно, иногда трудно где-то встретиться с этими исполнителями - нужно ездить в разные учреждения, чтобы подсмотреть, а здесь они все пришли к нам! Они показали своё искусство, и, конечно, мы уже себе записали, кого будем приглашать на наши концерты, и это здорово. Наш творческий потенциал расширяется, и мы очень рады привлекать именно молодёжных исполнителей на свои мероприятия. Я думаю, здесь от этого только все выиграют, - отмечает директор Омской филармонии Ирина Лапшина. Камерный оркестр, исполняя музыку Пьяццоллы, дал старт симбиозу искусств. Художники не смогли под эти ритмы не взять в руки кисти и не запечатлеть их. Правда, пришлось столкнуться с трудностями: далёким расстоянием от "позирующей" натуры и её постоянными движениями. Спасала фантазия! - Мы, скорее, придумываем и пишем больше музыку, чем музыкантов, но это тоже здорово - это новая задача. Абсолютно та же музыка сейчас звучит, что и у меня в мастерской. И есть ощущение, что я просто вышла на природу, оставшись в своём внутреннем домике. Я очень рада, что это именно Пьяццолла, которого я очень люблю, и, конечно, я счастлива, - говорит художница Елена Боброва. - Музыка развивается по тем же законам - по законам ритма. Мы пишем: распределяем массы по ритмическим принципам, музыканты распределяют звуки по принципу ритма. Когда одно ложится на другое - это очень правильно, здорово и взаимодополнительно. В ритм можно было делать и фотокарточки. Например, в такт менять таблички фотозоны телеканала "Продвижение". - На "СимфоПарк" нужно приходить, когда у тебя есть "Свободное время". Ты не бежишь, не торопишься, не выделяешь часочек - ты наслаждаешься времяпрепровождением здесь. Перемещаешься от музыки к вкусной еде, к классным локациям, к нашей фотозоне. И мы с радостью готовы предложить в формате развлечения разные классные таблички юмористического характера, связанные с "СимфоПарком", для того чтобы можно было поднять себе настроение - сделать классные кадры и потом мысленно вернуться в это состояние, вернуться в лето, чтобы вот эти позитивные эмоции зашкаливали даже холодной зимой, когда вы смотрите телеканал "Продвижение" у себя дома , - отметила промодиректор телеканала "Продвижение" Дарья Нециевская. "Большой симфонический парк" - время экспериментов. В том году прогремел "Большой симфонический парк. Баттл оркестров!", а на этот раз главный дирижёр Омского камерного оркестра Григорий Вевер рискнул и представил омичам свою работу с музыкой промышленных, производственных будней. Тем самым доказал: музыка - она повсеместна. - У нас был творческий союз с заводом "Полиом". Год назад они заказали композитору электронной музыки Сергею Сирину целый альбом из звуков с их производства: были записаны и засэмплированы звуки звона колб и компрессоров. Мы выбрали один из готовых треков, я написал партитуру, вписал туда струнные инструменты, и, собственно, на "Симфопарке" мы его и исполнили, назвали его "Рейв со стеклом", - рассказал Григорий Вевер. - Музыка всегда понятна. Нужно просто быть открытым для неё и воспринимать её так же открыто - на уровне эмоций. Пока гости удивлялись неожиданным гармониям, организаторы благодарили небеса за отсутствие дождя. Он явился фанатам симфоний лишь в финале вечера, став идеальной декорацией для песни Time to Say Goodbye. - Омичи любят "Большой симфонический парк". Они преданы этому проекту, приходят сюда, несмотря ни на что. И это нас радует больше всего на свете. Как организаторы мы удивлены погоде: до сегодняшнего дня все прогнозы говорили о том, что будет гроза, град, дождь. Причём передавали дождь на весь день, и мы очень переживали. Со вчерашнего дня я молилась, как я это делаю всегда. Я считаю, что у этого мероприятия есть особая аура, и она - результат любви омичей к этому мероприятию, - отмечает Ирина Лапшина. "Большой симфонический парк" - бренд Омска. Наш город - площадка для настоящего праздника симфонической музыки. - Симфоническая музыка очищает человека. Попадая в атмосферу этой музыки, все без исключения наполняются особой энергией. Она позволяет достичь чего-то совершенного. Достичь того, что в обычной обстановке невозможно. А именно: подняться над собой, почувствовать сияние вселенной, сияние мира и сияние бесконечности , - делится мыслями министр культуры Омской области Юрий Трофимов. - Важно, что мы готовимся к тому, чтобы Омск стал культурной столицей России. Мы за это звание боремся. Омская филармония - наше всё, она устроила всему региону очередной музыкальный фейерверк. Особенно я люблю слушать симфонические произведения летом, потому что именно в это время проходит "СимфоПарк". Как и тысячи омичей, я прихожу сюда, на большую поляну, на наше место встречи, и наслаждаюсь музыкой! Сквозной темой фестиваля стали путешествия. Благодаря музыке было совершено "Большое морское путешествие" с Духовым и Камерным оркестрами, был реконструирован "Галантный век" и встречен рассвет в Буэнос-Айресе, а Дмитрий Васильев со всем составом Симфонического оркестра скромничать не стал и после музыкальной кругосветки "запустил ракету" в космос. Да, с музыкой человеку под силу абсолютно всё! Фото: Илья Петров