На открытии VOICES вологжанам предложили вкусить «Чёрный чай» (16+)
Вот и прозвучали в Вологде снова сказанные с легким волнением заветные слова: «Добро пожаловать на VOICES!» Любимый фестиваль открылся в этом году фильмом о любви, поиске счастья и своего пути. Медитативный «Чёрный чай» режиссера Абдеррахмана Сиссако перенес зрителей в другую реальность, заставил сопереживать героям, искать параллели в собственной жизни, волноваться от неожиданных поворотов сюжета.
«Чёрный чай» — всего лишь пятый художественный фильм признанного классика африканского кино Абдеррахмана Сиссако. Его предыдущая лента «Тимбукту» (16+) вышла ровно 10 лет назад и завоевала тогда семь премий «Сезар» и две премии «Люмьер». Мировая премьера новой картины автора прошла в рамках 74-го Берлинского Международного кинофестиваля, где получила номинацию на «Золотого медведя». Российская премьера состоялась в Вологде.
«В российский прокат "Чёрный чай" должен выйти во второй половине октября. Я хочу поблагодарить кинопрокатную компанию "Про:взгляд", которая дала возможность сделать российскую премьеру этого фильма на VOICES, задолго до широкого проката в нашей стране. Абдеррахман Сиссако — самый настоящий странствующий режиссер. Он родился в Мавритании, рос на Мали, учился и много лет живет во Франции. Для нашего зрителя автор интересен тем, что в 1980-е годы получил профессию кинорежиссера в главном киноинституте России — во ВГИКе, в мастерской нашего классика Марлена Хуциева, который несколько лет назад был гостем VOICES. Фильм "Чёрный чай" снят на Тайване с китайскими актерами и рассказывает про африканскую диаспору. Наверное, кинокритики фестиваля в Берлине нашли точную рифму к этой ленте, сравнив ее с визуальными поэмами гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая. Это меланхоличная история любви, которая действительно может стать новым "Любовным настроением" (18+)», — представил фильм «Чёрный чай» перед началом его показа куратор кинопрограмм фестиваля VOICES, кинокритик Сергей Дёшин.
Как и Вонг Кар-Вай в своей, пожалуй, самой знаменитой ленте «Любовное настроение», Сиссако с помощью музыки, света и тени создает поэтический мир, превращая место действие в полноценного героя картины. Атмосфера в фильме, неспешная, созерцательная, медитативно меланхоличная, необыкновенно важна. С другой стороны, режиссер, показывая города, плантации чая и другие локации, часто избегает подходить к своим персонажам, играет с фокусом и перспективой, словно документалист, подчеркивая реальность происходящего на экране.
Фильм «Чёрный чай» начинается и заканчивается как история девушки Айи из Кот-д'Ивуара, которая сбегает из-под венца в день свадьбы и уезжает в Азию. Там она знакомится с владельцем чайного магазина, и между ними возникает любовный интерес. Это чувство в описании к фильму часто называют страстью, но оно сковано, как стенками прочной глиняной чашки, внутренними, несвязанными друг с другом переживаниями героев. И трогательно нежной истории любви, преодолевающей культурные различия и разницу в возрасте, обещанной зрителю маркетингом, в картине Сиссако по итогу нет.
Однако есть еще несколько историй других персонажей, показанных на экране или рассказанных вскользь в разговоре. Объединяет всё происходящее тема поиска счастья. Каждая такая история — словно урок для героини, заставляющий задуматься, готовящий ее к главному выбору в конце фильма. В чем состоит выбор? Рассказать нельзя, это спойлер, раскрывающий секрет ленты. Но выбор судьбоносный, как быть или не быть в «Гамлете», между красной и синей таблеткой в «Матрице», в конце концов, между белым и черным чаем.
Один из персонажей фильма Сиссако говорит, что у белого чая неожиданный вкус, но ему милее другое. По логике черный чай должен быть полной противоположностью белому, а значит, обладать понятным, предсказуемым, даже, может быть, спокойным вкусом. Хочется ли нам чего-то оригинального? Довольны ли мы компромиссом? Согласны ли мы на него? Что делать, если живешь, цепляясь за прошлое? Как и зачем его отпустить? За всё ли можно простить? Какая любовь настоящая: обжигающая страстью, как неосторожно разлитый горячий чай, или согревающая своим постоянством и уверенностью в партнере?
На все эти и другие сокровенные вопросы предлагает ответить зрителю режиссер. Он словно герой ленты, знаток китайской чайной церемонии, напоминает, что правильно не пить чай (жить/любить), а вкушать его (жизнь/любовь). Вот чай не признает спешки, его вкушают в три глотка. Во время первого необходимо насладиться атмосферой. Второй должен раскрыть вкус и аромат. А вместе с третьим глотком человек готов погрузиться в свои чувства и осмыслить переживания. Так ли мы делаем в жизни и любви? Нужно ли так делать?
«Как говорят коллеги, в Вологде любят фильмы о любви. Мне кажется, полный зал на фильме "Чёрный чай" в какой-то мере это доказывает. Вообще, это удивительно, что вас сегодня так много. Обязательно приходите и на другие показы», — призвал вологжан Сергей Дёшин.
Фестиваль VOICES будет идти в Вологде до 7 июля включительно. В конкурсную программу полнометражных картин вошли пять лент, снятых в период с 2022 по 2024 год. Фильм-победитель конкурсной программы по традиции выберут зрители, голосование будет проходить после показов в кинотеатре «Ленком». Кроме того, площадками фестиваля в Вологде станут кинотеатр «Салют», областная библиотека им. И. В. Бабушкина, Вологодская областная картинная галерея, Консисторский двор Вологодского кремля, галерея «Красный Мост». С полной программой фестиваля можно ознакомиться здесь.
Добавим, XI фестиваль молодого кино VOICES проходит в Вологде и Череповце в рамках проекта «Лето Русского Севера», объявленного врио Губернатора Георгия Филимонова, при поддержке Правительства Вологодской области, Администрации города Вологды, компании «Северсталь» и других партнеров.