В Москве прошел музыкальный фестиваль Stereoleto
Летние open-air пускаются в путешествия по стране после того, как стали успешными в городе, где были задуманы. Так случилось и со Stereoleto, одним из флагманских фестивалей Санкт-Петербурга. Отшумев и впечатлив зрителей на берегу Невы c 15 по 16 июня, он перемесился и в Москву - пока лишь на один день, 6 июля, будто на пробу.
Зато московское Stereoleto прошло уже с широченным диапазоном стилей и участников. От кумира советской эстрады Льва Лещенко с той же невозмутимой улыбочкой из ХХ века, ненарочито ставшего почитаемым и молодежью 2020-х годов, и до рэпера Хаски, которого за тяжелые гитарные риффы в эстетике Black Sabbeth и пластику раннего Гарика Сукачева ценят теперь даже в хеви-металле.
Шика добавила и очередная гостья из дальнего зарубежья - израильтянка Shiran, страстно исполнявшая ориентальную этнику под электронные танцевальные биты - окончательно превращавшая этот open-air в яркое произведение пост-модернистского музыкального праздника в самом центре Москвы.
Но главное были на этом open-air и интрига, и эксперимент, даже риск! На большинстве летних фестивалей исполнители на сцене меняются быстро, да поют от двадцати минут до часу - чтобы зрители никогда не заскучали. А каждая площадка планируется под свою целевую аудиторию. На одной поэтому потоком порхают, сменяя друг друга танцующе-припевающие поп-дивы, на других хмурятся и гортанно наговаривают свои строчки напористые рэперы…
Считается, что такая специализация коммерчески более выгодна: да и писатель Чехов в своем рассказе "Конь и трепетная лань" подтверждал, что людям с разыми вкусами в одном пространстве полезнее не уживаться… Но на Stereoleto усомнились в Чехове и сделали все по-своему! Собрали на главной сцене артистов разных, порой диаметральных жанров.
В этом и был первый риск. Ведь поклонники Антохи МС, спевшего, прокричавшего и лихо по-актерски разыгравшего танцевальную программу на стыке с буффонадой и варьете, где биты рэпа и фанка дополнялись по-пионерски задорными соло на трубе, наверняка не знали, кто такой Лев Лещенко, которого даже на улице трудно представить с растрепанной прической или мятых брюках?! И про кумира и грозу 90-х язвительного рокера с глуховатым резким голосом Найка Борзова, скорее всего, слышали только про то, что он знает "Три слова"….
Второй риск был в том, что всем разрешили спеть свои полновесные концертные программы на 1 час 20 минут. И на собственный вкус. В отличие, скажем, от "Нашествия", где организаторы требуют петь только хиты и ограничивают во времени. А риск состоял в том, не разбегутся ли зрители, отвыкшие от столь долгих фестивальных сетов, тем более что очередной артист поет не в любимом ими стиле?
Но нет. Может, сказалась общая благодушная атмосфера теплой субботы, уютные аллеи, возможность безнаказанно сидеть на подстриженных лужайках, и обилие палаток с недорогими напитками и мороженым (это тоже забота, а порой и головная боль организаторов)?! И оттого у зрителей и сложился комфортный интерес ко всему, что происходит на сцене и рядом? Плюс любопытство, отличный звук и то, что сцену было видно и слышно в "Эрмитаже" практически отовсюду…
В итоге все выступления слушались как на одном дыхании. И даже не хотелось замечать, что городских развлечений, помимо музыки, природы и буфетов на Stereoleto в Москве оказалось все-таки маловато. Лишь один настольный футбол, к которому выстроилась очередь. А бадминтонные ракетки и летающие тарелки, как рассказали меломаны, им пришлось приносить с собой из дому.
Ну а наибольшую аудиторию собрал в итоге сет Льва Лещенко, как бы кто-то не предполагал других хэдлайнеров. Но мэтр душевно пел песни, которые многие из нас знали с детства или по пластинкам дедушек и бабушек. Были в них хорошие мелодии, позитив, душевные интонации и какая-то отеческая сердечность.
Некоторые звучали уже чуть иначе - Лев Валерьянович будто рассказывал светлые истории о любви, а бэк-вокалистки вносили в них новые задор, очарование и тепло. И "Надежду" композитора Александры Пахмутовой вместе с артистом пели хором уже примерно пять тысяч зрителей. На прощание была оставлена песня с закрытия Олимпиады-80 в Москве - "До свиданья мой друг, до свиданья". Лев Валерьянович спел про улетающего Олимпийского Мишку и, продолжая сюжет своего вечного хита, тоже начал прощаться. Но зрители по-спортивному резво начали требовать, чтобы остался.
"Извините, пойду уже смотреть второй тайм четвертьфинала чемпионата Европы", - с мольбой развел руками Лев Лещенко. И на это уже нечего было возразить…
Ну а тем, кто остался, отличную физическую нагрузку предложил уже рэпер Хаски. Ныне он один из лидеров жанра, хотя сразу может не понравиться, запомнившись лишь скверной дикцией, кошачьими перемещениями по сцене и общением со зрителями одной и той же скрипуче произнесенной фразой: "Как дела?" (с ней он - во всех городах).
Но затем точно увлечет своим действом, в котором перемешаны рэп, эпизодически накаляющие теперь атмосферу прифузованные гитарные риффы, в духе раннего Тони Айомми, биты и скачущий по сцене аккордеонист.
Есть теперь в концертном составе и скрипач, добавляющий трекам спонтанных контрапунктов, а порой и дикости, диковинности, новых эмоций и плутонов. Есть в шоу и что-то и от полуночных кабаре Тома Уэйтса, мистификаций и трагическо-самоироничных сказок для взрослых.
Конечно, свой хит "Сказки" Хаски тоже исполнил, как и "Молодого русского". Показал и недавнюю премьеру - "Сколько стоят деньги". Ответа на этот вопрос он, как и мы, пока не получил. Будем слушать и думать дальше. Ведь в июле в России пройдет еще более 30 фестивалей…