Московская консерватория. Петербургская филармония: запуск сотрудничества
Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории. Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым и директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым 25 июня 2024 года. Участие в трёх июльских событиях — двух концертах традиционного формата и концерте–беседе — принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов: "Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства, — важные составляющие нашего проекта . Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций." 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков, сыгранная Консортом блокфлейт Московской консерватории, чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. На сцене зрители увидели образцы исторического танца от Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили "академический" репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом — об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в "Бранле" Я. ван Эйка. Программа 4 июля ("Барочная практика") состояла из двух частей: дневной концерт–беседа "Французская увертюра" и поздневечерний "Итальянский концерт". Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно–исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения Маре, Ф. Франкёра и Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина. Необычайно увлекательным оказался заключительный "номер" программы — ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал "пробой пера" в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу. " Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность "обратной связи" — диалога исполнителей с публикой — дает редкую возможность культурологического сотворчества" , — подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Вечерняя программа — "Итальянский концерт" — была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов. Основу концерта составил дуэт Ульяны Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля — Рене Строжевская (виола да гамба) и Сергей Насонов (траверс-флейта).