"Мир может завидовать музыкальному образованию в России". Об иностранцах в Петрозаводске

Рауль

"Мир может завидовать музыкальному образованию в России". Об иностранцах в Петрозаводске
© ТАСС

Петрозаводская консерватория — место для столицы Карелии особенное. Шумное, веселое пространство, наполненное бесконечными гаммами, которые слышны всем прохожим в любое время года. С 2009 года в стенах вуза все чаще звучит иностранная речь, преимущественно китайская: в консерватории в среднем ежегодно учатся по 170−175 граждан КНР.

Но встречаются среди студентов и представители более экзотических стран. Так, Рауль Ромеро приехал в Россию из третьего по величине города Колумбии под названием Кали. Приехал — и остался на долгие 11 лет.

"Первоначально в 2013 году я поступил на подготовительный курс Московской консерватории, это была моя первая поездка из Колумбии за границу, — рассказал выпускник консерватории Рауль Ромеро. — Окончив этот курс, я подал документы по гослинии (в рамках этой программы иностранные студенты могут проходить обучение за счет бюджета РФ), чтобы учиться бесплатно, и уже думал, что поступил".

Впоследствии оказалось, что обучение в московской консерватории было на тот момент только платное. Рауль вернулся домой, а когда дело дошло до учебы в сентябре, с удивлением обнаружил, что его зачислили в Петрозаводскую консерваторию, которая в то время как раз начала заниматься с иностранцами по гослинии. 

"Первая мысль, которая была: где это вообще? Что это? Конечно, я расстроился, мама расстроилась, потому что в мире, естественно, известны только большие города, Москва и Санкт-Петербург. Но потом успокоился, потому что Петрозаводск — это тоже Россия, это моя мечта, я всегда, с самого детства хотел учиться в России. Здесь великая фортепианная школа, великие пианисты, Рихтер, Гилельс, многие другие. И я приехал в Петрозаводск, 13 сентября 2013 года, даже помню, было пять часов вечера", — вспоминает Рауль.

Обучение у колумбийца заняло долгие девять лет. За это время он овладел фортепиано, русским языком и еще до получения диплома начал преподавать в родной консерватории, а также в петрозаводской детской музыкальной школе имени Гельмера Синисало.

По словам декана Петрозаводской консерватории Евгении Дыга, из 600 студентов вуза примерно треть — иностранцы. Большинство обучающихся из Китая, но есть представители других государств.

"У нас есть выпускник из Колумбии, супружеская пара студентов из Южной Кореи, учатся ребята из стран СНГ, Казахстана, Молдавии, Киргизии, Белоруссии. Есть мальчик-скрипач из Коста-Рики, его сестра сейчас тоже поступает к нам. Не так давно окончили обучение два человека из Вьетнама. На нашу кафедру струнных инструментов поступила заявка из Эквадора, говорят, что очень перспективный виолончелист," — рассказала Евгения Дыга.

Ранее, как говорит декан, в консерватории, как в самом северном вузе, находящемся на приграничной территории, были соглашения со странами Европы, Северной Европы, были обмены с США и Италией.

"Сейчас все это приостановлено, ориентируемся на дружественные страны. Например, наш постоянный партнер — это Шанхайский педагогический университет, там даже работает так называемая русская кафедра, где трудятся выпускники нашей консерватории. Они студентов ориентируют и готовят, в том числе помогают с русским языком", — говорит Евгения Дыга.

Петрозаводская консерватория проводит большое количество международных конкурсов по разным направлениям, участвует в различных программах. Например, Карелия работает с Казахской национальной консерваторией, в этом году в Петрозаводске учились пять студентов из этой страны.

"Их отобрали по результатам достаточно жесткого конкурса, то есть к нам отправили лучших, и ребята очень хотели попасть к нам, высоко оценили опыт нашей консерватории, уровень преподавания. Очень многое они смогли для себя почерпнуть. Это были вокалисты, музыковеды и один мальчик саксофонист", — сообщила главный специалист учебного отдела консерватории Наталия Дробаха.

В сентябре состоится обратный обмен студентами: две воспитанницы Петрозаводской консерватории отправятся на учебу в Алматы.

"Я думаю, весь мир может завидовать системе музыкального образования в России, — заявил Рауль Ромеро. — Учиться очень долго, но зато есть хорошие результаты. Когда я слушал записи, исполнение крупных, настоящих, гигантских пианистов Советского Союза и России, конечно, всегда у меня возникало желание пройти русскую школу фортепиано. Я всегда буду благодарен России, потому что эта страна дала мне образование, профессию, работу. И конечно, самое главное, — любовь, которую я нашел здесь".

Благодаря "русскому колумбийцу" несколько лет назад в Петрозаводске появилось новое имя — Юлия Дмитриевна Ромеро, супруга Рауля. Теперь они вместе ездят на Чертов Стул (геологический памятник природы в окрестностях Петрозаводска), путешествуют на машине в Сортавалу, ходят на множество концертов.

"В Рускеале (поселок в Сортавальском округе Карелии — прим. ТАСС) был, наверное, раз шесть. Там есть замечательный фестиваль Ruskeala Symphony. Жена у меня не музыкант, она окончила колледж по специальности "Банковское дело", но за те пять лет, что мы вместе, мы посетили много концертов классической музыки, — отметил Рауль Ромеро. — Не могу сказать, что я ее "воспитываю" в музыкальном плане, она сама хочет, ей нравится. Сам я слушаю все подряд, но моя страсть — это Густав Малер, австрийский композитор, и, конечно, Сергей Васильевич Рахманинов. Он очень сильно повлиял на мое стремление приехать в Россию. Я всегда говорю, что в день, когда я умру, больше всего буду жалеть, что не смогу слушать такую прекрасную музыку. Кстати, в Карелии есть свои замечательные национальные инструменты, кантеле например. Конечно, на нем играть я не пробовал, но на некоторые концерты ходил, в том числе у нас в школе хорошее отделение, где преподают кантеле, там часто проводят концерты".

"За все 11 лет, что я живу в России, я никогда не чувствовал себя чужим. Никогда. Конечно, по родителям скучал, а вот по Колумбии — намного реже. Петрозаводск для меня родной город. Люди здесь разные, но в основном это хорошие люди. И могу сказать, что для меня большая честь, что меня взяли здесь на работу, думаю, что я вообще первый иностранец, который работает в консерватории и в детской музыкальной школе. Это дает понять, что для них я не чужой", — поделился Рауль Ромеро.

Чэнь

Выпускник кафедры вокального искусства китаец Чэнь Чжиминь приехал в Петрозаводск из небольшого (по меркам КНР, конечно, население — без малого 2,5 млн человек) города Мааньшань из провинции Аньхой. Приехал, вооружившись несколькими словами на русском языке.

"Мне всегда очень нравилось петь, и, когда мне было 16 лет, мой папа нашел очень хорошего педагога в моем городе. А после окончания школы мой близкий друг поступил в Петрозаводскую консерваторию и в то лето приехал в Китай вместе со своим педагогом, они провели мастер-класс, на котором я был. И я понял, что тоже хочу учиться в России. Мой хороший друг тогда сказал мне, что это очень дружелюбная страна, язык, конечно, очень трудный. Когда я ехал сюда, по-русски знал только четыре слова: "здравствуйте", "до свидания", "спасибо" и "девушка". Друг сказал, что это обязательно нужно знать", — улыбается Чэнь Чжиминь.

С тех пор прошло восемь лет, вокалист из КНР получил диплом о высшем российском образовании и вполне сносно заговорил по-русски. Вместе с товарищами Чэнь Чжиминь даже перевел на китайский и исполнил на церемонии вручения дипломов песню "Уральская рябинушка".

"Вокальное искусство, то направление, которое я выбрал для учебы здесь, вообще песни помогают мне в общении с людьми, в изучении русского языка. Сам люблю песни про любовь. Рахманинов, Чайковский, Глинка, немецкие романсы Шуберта, Роберт Шуман, Верди — мои любимые композиторы. Я учился играть на виолончели в Китае, а в Петрозаводске попробовал освоить кантеле. Получилось не очень, но инструмент интересный по звучанию, да и по форме", — рассказал Чэнь Чжиминь.

С Раулем Ромеро Чэнь общается исключительно по-русски. Оба с большой теплотой отзываются о времени, проведенном в нашей стране.

"Петрозаводск очень спокойный город. Мне очень понравилось. Вот только зимы для меня очень холодные. В моем родном городе уже 10 лет не было снега. Зато летом вообще супер", — отметил Чэнь Чжиминь.

"Я в консерватории встретил много друзей, они из разных стран: Южная Корея, Колумбия, Россия, — говорит Чэнь Чжиминь. — Они все дружелюбные люди, мы всегда старались помогать друг другу. И педагоги, преподаватели консерватории — они не только про знания, но и про жизнь, они всегда защищали меня, я испытываю очень теплые чувства к ним".

Мечта каждого студента

"Самые яркие моменты у студента — это, конечно, сдача госэкзаменов. Потому что это самый волнительный момент, есть комиссия, боишься, что все плохо будет, психологически ощущаешь, что всегда не готов. У меня перед госэкзаменом по ассистентуре было 3−4 месяца, на протяжении всего этого времени я очень сильно нервничал, даже психовал. Чувствовал, что не совсем готов. Но, насколько я знаю, понравился комиссии, поставили отличную оценку" — вспоминает Рауль Ромеро. 

"По поводу преподавателей, в первую очередь, конечно, выделю своего дорогого профессора, это Виктор Саулович Портной, заведующий кафедрой специального фортепиано, — говорит Ромеро. — Я попал к нему в магистратуре и очень многое взял у него. Я считаю, это самый тонкий музыкант в консерватории, по моим ощущениям. Меня поражает, что он все слышит во время занятий, все чувствует. Именно благодаря ему я стал преподавателем в консерватории, думаю, это мечта каждого студента".

Александр Батов