Для выросших на "Сволочах" и "Штрафбате" жарить сосиски на Вечном огне - нормально. А чё такого?
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин потребовал от подчинённых представить доклад по делу школьницы, которая в минувшие выходные устроила «пикник» у Вечного огня в подмосковной Рузе. Об этом информирует официальный сайт ведомства.
Предписание адресовано и.о. руководителя подмосковного главка СК России Ярославу Яковлеву - ему надлежит доложить о ходе расследования возбужденного по данному факту уголовного дела о вандализме (ст. 214 УК РФ) и реабилитации нацизма (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ) с учетом всех установленных обстоятельств.
«Ход исполнения поручения поставлен на контроль в центральном аппарате ведомства», - указано в сообщении.
Напомним, ранее в социальных сетях распространилось видео, на котором девушка-подросток с сине-зелеными волосами сидит на корточках и жарит сосиску на палочке прямо над Вечным огнем, являющемся частью мемориального комплекса партизанам и воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении города. Закадровый голос при этом комментирует: «Аня жарит сосиски на Вечном огне». После чего звучат смешки и нецензурные ругательства.
Кощунственное поведение малолеток вызвало волну возмущения и множество гневных комментариев в Сети. Но правоохранительные органы, надо признать, отреагировали на вопиющий случай оперативно. Личность несовершеннолетней правонарушительницы установили уже на следующий день. Ею, как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Московской области, оказалась 14-летняя местная жительница.
В ведомстве отметили, что школьница опрошена в присутствии законных представителей и поставлена на профилактический учет в органах внутренних дел.
В свою очередь Рузская городская прокуратура намерена провести проверку и дать всестороннюю оценку деятельности органов системы профилактики. А также выяснить, соблюдают ли родители подростков свои обязанности по воспитанию. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования.
То есть, по всей видимости, отвечать по всей строгости закона никто из участников этой возмутительной «вечеринки» скорей всего не будет. По малолетству. Были бы совершеннолетними – отправились бы в места не столь отдаленные на пару лет и еще заплатили бы немаленький штраф (до трех миллионов рублей).
Но может ли профилактический учет чему-то научить непутевую Аню, если в 14 лет она не знает, что Вечный огонь – это сакральное место. И горит он в память о тех павших героях, кто отдал свои жизни за честь и свободу нашей Родины. Но если родители ей не объяснили, неужели и в школе ничего не рассказывали о Дне Победы? О том, какими усилиями и жертвами она была завоевана.
В том же Рузском районе за 90 дней оккупации осенью и зимой 1941-1942 гг. немецко-фашистскими захватчиками были повешены, расстреляны и замучены 99 мирных жителей, 196 изувечены, 230 (из них 57 детей) угнаны на работу в Германию. Полностью были сожжены десять сел, еще 50 населенных пунктов разрушены частично.
Оккупанты превратили в руины все заводы и фабрики, 43 школы, 29 больниц и санаториев, около двух тысяч жилых домов, уничтожили 23 моста, взорвали церкви, разорили усадебно-парковые ансамбли. Общий ущерб, нанесённый району гитлеровцами, по данным местных краеведов, составил в ценах тех лет более миллиарда рублей!
В июне прошлого года Рузе было присвоено почетное звание города воинской доблести. Но, видимо, юным любителям хайпа и жареных сосисок героическая история их малой родины абсолютно безразлична.
Кто тогда из них вырастет? И можно ли этот сбой в сознании еще как-то исправить?
Эти вопросы «СП» адресовала эксперту Института стран СНГ, историку и кандидату педагогических наук Игорю Шишкину:
- Естественно, мальчиков и девочек, которые оскверняют мемориалы героям Великой Отечественной войны, нужно наказывать. Но важно также понять, почему это происходит. Списать все на то, что они такими выросли – со сдвигом в сознании, невозможно. А кто им этот сдвиг сделал?
У нас почему-то считалось, что память о Великой Отечественной войне - это что-то незыблемое. То, что никак не может быть поколеблено.
В тех поколениях, которые непосредственно были связаны с участниками войны, так и есть. Но живые свидетели уходят, и живая связь прерывается. Откуда же сегодня молодые люди черпают информацию о том, что происходило тогда?
Да, есть громогласные заявления с высоких трибун о памяти, о священной войне… Но есть ведь и все остальное.
Я имею в виду ту информационную атмосферу, ту информационную среду, в которой эти дети подрастали. А вот если разобраться с этой средой, то выясняется, в таких действиях подростков, сформировавшихся как раз в эти годы (не 90-е гг., а уже «двухтысячные»), ничего удивительного нет.
Вспомните, как подавалась и зачастую подается в большинстве своем до сих пор Великая Отечественная война в нашем нынешнем, российском (не советском) кинематографе.
«СП»: Бывает, подается некоторыми режиссерами довольно сомнительно, это правда…
- Слова «некоторые» и «сомнительно» здесь неуместны.
Потому что стратегическая красная линия почти во всех этих фильмах была одна: война двух «кровавых злодеев» - Сталина-Гитлера, большевиков-коммунистов с фашистами. И те и другие «изверги». И те и другие «исчадие ада». А народ попал в жернова этой войны.
Это касается сериала «Диверсант», который крутили без передышки. Да, фильм снят профессионально, там хорошие актеры играют. Но в чем суть его? В том, что НКВД, это организация, где только бьют, пытают и расстреливают настоящих героев? А ведь сериал был страшно популярен.
«СП»: Потому-то советские фильмы о войне так трогают. Их режиссеры (Чухрай, Озеров, Ростоцкий, Басов, Тодоровский) сами воевали и старались донести до зрителя правду.
- Согласен. Но списать все на то, что нынешние дети не знали войны, я бы не стал. Все эти фильмы транслировали западную концепцию Второй мировой войны от незнания того, что было на самом деле? Откуда же они все знали, как там полагалось? Что Вторая мировая война, это была война «сил добра и зла», там – на Западе. А здесь – двух тоталитарных режимов.
На этом воспитывались.
А намерено лживые фильмы «Сволочи» или «Штрафбат»… Это именно та информационная среда, в которой эти дети росли. Их приучали к тому, что это была чужая война. А все те, кто геройски сражался, просто «дураки», которые вписались за этих вот «исчадий ада» - всевозможных коммунистом и сталинистов.
Вот на чем была построена реальная пропаганда.
«СП»: Наверное, и школа тут еще не дорабатывала…
- А школа самоустранилась, потому что совершенно официально было объявлено, что воспитательная функция в школе отменяется. Те, кто это делал, они что, педагогики не знали? Не знали, что отказ от воспитания, это и есть воспитание - только в противоположную сторону. Они эти азы педагогики не проходили? Эти люди с докторскими степенями и званиями министров народного просвещения.
Все они прекрасно знали.
Поэтому то, что мы сейчас имеем, это результат целенаправленной, пропагандистской работы по разложению подрастающего поколения. Которое из года в год, из десятилетия в десятилетие у нас осуществлялось под прикрытием, конечно же, красивых лозунгов.
Разумеется, подростков, осквернивших Вечный огонь в Рузе, наказать нужно. Но у меня возникает вопрос, а когда мы возьмемся за тех, кто этих детей так отформатировал. Кто им все это заложил. За «творцов» тех самых фильмов, за тех, кто формировал соответствующие программы в школе. Они не в ответе, кого воспитали?
Да, эти подростки нарушили закон. И должны знать, что за это карают. Но кто-то же должен отвечать за то, что они стали такими. Потому что если мы этого не сделаем, то следующие поколения будут еще «круче и круче».
«СП»: Поясните.
- Украина – тому пример. Ведь те, кто сносит там памятники героям войны, они же в основном внуки и правнуки этих героев. Но им пропагандой отформатировали сознание.
Вот то, что у нас происходит, это первые всполохи того, что начиналось тогда на Украине. Просто не в таком масштабе.
У них вся государственная машина работала на такое воспитание подрастающего поколения. И вся система пропаганды. А у нас только часть. Поэтому мы имеем это все же не тотально. Но тем, кто эту часть создал, все же не мешало бы посидеть в «обезьянниках». Чтобы никому неповадно было под видом творчества, под видом новации в системе педагогики ломать и уродовать психику подрастающего поколения.