«Обреченные на славу» с Энтони Хопкинсом воспевает пороки Древнего Рима. Почему это главный исторический сериал лета?

В «Амедиатеке» — редкая по нынешним временам высокобюджетная премьера, сериал «Обреченные на славу» со звездой «Игры престолов» и «Отбросов» Иваном Реоном и просто безоговорочной звездой Энтони Хопкинсом. Какой получилось эпическая драма о Древнем Риме, в чем она смотрит на историю под новым углом, а в чем следует традициям, рассказывает «Лента.ру».

«Обреченные на славу» с Энтони Хопкинсом воспевает пороки Древнего Рима. Почему это главный исторический сериал лета?
© Lenta.ru

Рим, некогда оплот цивилизации, погряз в коррупции. Жизнь простолюдина стоит немного, а власть имущие ради легких денег манипулируют ценами на хлеб. То и дело по всему городу вспыхивают голодные бунты. Во время очередных беспорядков воинственно настроенный плебс доходит уже до дворца императора Веспасиана (Энтони Хопкинс). Для усмирения бунта стареющий правитель уже послал за своим сыном и наследником престола Титом Флавием (Том Хьюз), однако молодой военачальник увлеченно проводит время вдали от Рима в компании иудейской царицы Береники (Лара Вулф).

Что же спасет императора от разъяренной толпы, требующей «хлеба или крови»?

Конечно, зрелища! В Большом цирке приказано в кратчайшие сроки организовать скачки на колесницах. Из борделя срочно вытаскивают прославленного и непобедимого возницу Скорпа (Димитрий Леонидас). На такое зрелище плебс спешит не только посмотреть, но и поставить монету. Ставки на спорт в своей букмекерской таверне принимает простолюдин и преступный гений Тенакс (Иван Реон), который жаждет пробиться через отнюдь не стеклянный потолок римской иерархии, основав собственную гоночную фракцию. Но для этого ему придется перейти дорогу немалому количеству патрициев.

В первом же эпизоде «Обреченные на славу» обрастают целым ворохом второстепенных сюжетных линий — об угнанной в римское рабство нумидийской семье, которую отчаянно пытается собрать воедино торговка Кала (Сара Мартинш), о борьбе за внимание отца и престол между Титом и его коварным братом-политиком Домицианом (Джоджо Макари), о непростом положении потерявшей власть королевы Иудеи. Но все эти истории завязаны на деятельности Большого цирка и строящегося Колизея. Политических интриг здесь немало, но центральное место в сериале отдано именно спортивному эпосу, главной отличительной черте сериала.

Оригинальное название: Those About to Die Шоураннер: Роберт Родат Жанр: исторический, драма, спорт Трансляция: Peacock, «Амедиатека» Длительность: 10 серий по часу В главных ролях: Энтони Хопкинс, Иван Реон, Том Хьюз, Руперт Пенри-Джонс, Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон, Сара Мартинш

«Обреченные на славу» — безусловно, одна из самых громких телепремьер года. Громких в первую очередь по звездному актерскому составу, вместившему в себя и Хопкинса, актера, можно сказать, августейшего уже благодаря богатому послужному списку, и множество молодых звезд из сериальных хитов от «Властелинов воздуха» до «Игры престолов». В режиссерском кресле — Роланд Эммерих, известный по фильмам-катастрофам «День независимости», «Послезавтра» и «2012». Шоураннером выступил Роберт Родат, писавший сценарии к «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга и «Курску» Томаса Винтерберга.

На этом амбициозность проекта не заканчивается

«Обреченные на славу» еще и всячески подчеркивают историческую подлинность происходящего. Каждая новая локация (съемки проводились в Риме) открывается титром с топонимом, имена многих персонажей, как и причины их гибели, взяты чуть ли не прямиком из табулариев. Свое оригинальное название, как и фактуру, сериал позаимствовал из научно-популярной книги «Идущие на смерть» Дэниела Мэнникса, которая ранее послужила основой для культового «Гладиатора» Ридли Скотта.

Зарубежные критики уже сравнивают сериал с путешествием во времени. Это отчасти верно, только вот во времени «Обреченные на славу» путешествуют не слишком далеко — всего лишь в диапазоне одного столетия, поскольку общий тон, визуальные решения, сцены боев и скачек, даже целые сюжетные линии созвучны классике голливудского кино, которое о Римской империи думает с самого зарождения империй современности.

Разумеется, сериал отдает дань новому времени и формату, заложенному «Игрой престолов»

Например, зеркалящая блокбастер Скотта история о порабощенном гладиаторе, поклявшемся отмстить ненавистному устроителю боев, обрастает более сложной сюжетной линией, в которой основную работу по вызволению бойца и его сестер из рабства берет на себя мать-торговка. Сюжет, безусловно, освеженный, но даже с такой перестановкой фигур на доске остающийся в зоне конвенционального, слегка модернизированного пеплума.

Определенный образ Римской империи в голливудском кинематографе сформировался еще в 1930-х и окончательно закрепился в середине XX столетия такими монументальными фильмами, как «Спартак» Стэнли Кубрика, «Бен Гур» Уильяма Уайлера (кульминационная сцена из которого воспроизводится в «Обреченных на славу» в первых же сериях), «Падение Римской империи» Энтони Манна (истинный, к слову, источник вдохновения «Гладиатора»). Проложенные тропы затем усилиями Рассела Кроу качественно замостил Скотт, а после голливудский каток проехался по ним «Центурионом» с Домиником Уэстом и Майклом Фассбендером, «Орлом Девятого легиона» с Ченнингом Татумом, «Помпеями» с Китом Харингтоном и много чем еще.

Все эти многополосные шоссе в итоге ведут вовсе не в Рим, но в иной солнечный город на обратной стороне земного шара

Как викинги остались в коллективном сознании варварами в рогатых шлемах, выжигающими британские деревни и города до основания, так и римские гладиаторы надолго (покуда остаются актуальными сюжеты о декадентствующем империализме, тирании власти и социальном расслоении) обречены безжалостно шинковать друг друга ради свободы под рев толпы и безмолвные взгляды белоснежных статуй. Хотя более чем за полвека с первого издания «Идущих на смерть» знания о древнеримском (и в том числе гладиаторском) быте обросли немалым количеством новых деталей, которые для автора книги, ушедшего из жизни в 1997-м, стали бы, вероятно, целым откровением.

Так что, конечно, никакого принципиально нового взгляда на Древний Рим сериал Эммериха и Родата явно не несет (отметим, что радикальнее, чем это сделала комик-группа «Монти Пайтон» в «Житии Брайана», с историей империи еще никто не обращался с самых 1970-х). Но это необязательно плохо. Даже в узких рамках избитого жанра создатели умудрились найти свежие решения и необычные истории (посмотрим еще, как с этим справится Ридли Скотт в грядущем втором «Гладиаторе»). Да и потом, раз выбор между новыми тропами и ожиданиями публики пал на второе, то, значит, запрос на зрелища, не исчезавший с момента появления первых цивилизаций, этот сериал удовлетворит гарантированно.

Сериал «Обреченные на славу» выходит 19 июля на Peacock и в «Амедиатеке»