Талант родом из Москвы. Как девятилетняя пианистка одержала победу на международном конкурсе в Таиланде
Ни один ребенок не рождается виртуозом — талант нужно раскрыть. В городе работает 149 школ искусств и колледжей, где дети поют в хоре, учатся театральному и цирковому искусствам, играют на арфе, гуслях, скрипке. Ученики регулярно занимают первые места на всероссийских и зарубежных конкурсах. Есть среди победителей и совсем юные дарования. Девятилетняя Карина Коссова, учащаяся школы искусств № 14, стала лауреатом первой степени на международном фортепианном конкурсе Siam International Piano Competition в Таиланде.
Корреспондент mos.ru узнал секреты успеха у преподавателя, родителей и самой Карины. Зачем пианисту сила воли, как ребенку научиться понимать музыку и выйти на мировой уровень — рассказываем в нашем материале.
Музыкальная наследница и профессиональная внучка
Карина росла в музыкальной среде. Ее папа Денис Коссов в детстве играл на фортепиано и сейчас, занимаясь бизнесом, не забросил любимый инструмент. Творческие способности дочь стала проявлять, когда ей не было и четырех лет.
«Она пела и танцевала, стуча по мебели, сковородкам. Мне как пианисту хотелось, чтобы дочь попробовала себя в игре на фортепиано. Карина совмещала учебу в школе, художественную гимнастику и музыку. Ей приходилось нелегко: тренировки изнурительны, а после них надо было найти силы еще и на инструмент. Но гимнастика выковала характер, научила дисциплине, и это помогло Карине. К тому же она любит искусство», — поделился Денис Коссов.
Путь в мир музыки Карине открывает педагог со стажем более 40 лет — заведующая фортепианным отделом детской школы искусств № 14 Татьяна Петренко. Она составляет учебную программу, разбирает с ученицей каждое произведение и показывает, как его исполнять. Отец тоже вносит свой вклад: помогает оттачивать технику девочки дома.
«Денис Коссов тоже был моим учеником, так что Карину можно назвать моей профессиональной внучкой. Она сразу проявила себя способной ученицей и была внимательной, а внимание — как мышца, которую нужно тренировать. Но иногда и Карине требовалась пауза: долгое время она носила на уроки игрушку-собаку, которая сидела на рояле и “слушала” урок. Я относилась с уважением: игрушка — тоже член коллектива, наш друг», — отметила Татьяна Петренко.
Артист, хореограф, бутафор: каким творческим специальностям обучают в столичных школах искусств и колледжахВолшебная арфа, «дедушка» рояля и звонница: на каких редких инструментах играют в музыкальных школах МосквыМузыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении
«Игра на фортепиано — сложный интеллектуальный труд»
Сейчас пианистку поддерживает уже настоящая собака: пес породы бишон-фризе по имени Олаф. Он сидит рядом, пока маленькая хозяйка повторяет композиции на домашнем фортепиано. Теперь за плечами Карины Коссовой — подготовительный и два класса музыкальной школы. В учебном заведении она играет на инструменте для взрослых: здесь есть два рояля легендарного производителя Steinway & Sons. Они отличаются мягким и глубоким звучанием. Для того чтобы привить ребенку любовь к искусству, необходим еще грамотный и понимающий наставник.
«Каждый ребенок для меня — неопознанный объект. Некоторые проявляют одаренность с малых лет, но это не гарантирует успех: если способности не развивать, они гаснут. Бывает, что некоторые дети сначала учатся медленно, а потом их талант раскрывается. Поэтому так значим индивидуальный подход. Игра на фортепиано — сложный интеллектуальный труд. Удовольствие от музыки можно получить только тогда, когда ее понимаешь. Построение формы произведения и его гармонии схожи с математикой, звучание — с живописью. А чтобы ощутить тонкие вибрации музыки Моцарта и Баха, нужно развить музыкальный кругозор. Задача педагога — научить рассматривать композицию в деталях, соотносить ее со своими чувствами, жизнью, миром», — рассказала Татьяна Петренко.
Она убеждена, что концерты и конкурсы не цель обучения, но возможность для ребенка показать себя публике, заявить о себе в музыкальном мире и понаблюдать за выступлениями других пианистов. Карина Коссова не раз одерживала победу. Она стала лауреатом первой степени Международного фестиваля-конкурса Musica classica, Международного фестиваля-конкурса искусств Concerto Virtuoso, Всероссийского фестиваля современной музыки «Лиловый дрозд» и других. Идею поездки в Таиланд на фортепианный конкурс Siam International Piano Competition предложил отец девочки.
«Конкурс проходит один раз в три года. Среди жюри — профессионалы из Таиланда, Италии и Сингапура. Мы знали, что лауреатами конкурса становятся юные виртуозы из разных стран, там высокая конкуренция. Поэтому я сразу сказала родителям: “Карина — умная и талантливая девочка, не сомневайтесь в ней, каким бы ни был результат”», — вспоминает Татьяна Петренко.
Учить, вдохновлять, мотивировать. Лучшие педагоги столичных школ искусств — о своей работе, творчестве и планахФонд грантов одаренным учащимся школ искусств увеличен в три раза — СобянинСобянин: Ученики школ искусств Москвы стали победителями международных конкурсов
Рецепт победы: шлифовка техники и психологическая подготовка
У конкурса есть три возрастные категории и два тура: отборочный (по видеозаписям) и финал. Карина Коссова записала на видео музыкальное исполнение в школе искусств. Вскоре пришла радостная новость: ее пригласили на заключительный этап. В этом году финал проходил с 27 по 30 июня, Карина была единственной участницей из России. Ей предстояло сыграть три композиции. Две из них обязательные — это любая из пяти сонат на выбор и произведение короля Таиланда Бумибола Адулиадея «Падающий дождь» в аранжировке Ната Янтарарака, организатора конкурса. Третьей в программе Карины была композиция «Тарантелла» Сергея Прокофьева. Перед выступлением она проделала огромную работу, уточнил Денис Коссов.
«Важны и шлифовка техники, и психологическая подготовка. Ребенок эмоционально неустойчив, он может вдруг остановиться и перестать играть, это нормально. Поэтому надо отрепетировать программу конкурса перед разной аудиторией, на разных инструментах. Тогда на решающем выступлении юный пианист уверен в себе: он уже сделал разные ошибки и готов к любому стрессу», — пояснил Денис Коссов.
И вот спустя почти год репетиций — концертный зал в Бангкоке. Семья признается, что перед концертом нервничала, а спокойствие сохраняла только Татьяна Петренко. Она оказалась права: Карина Коссова показала выдающуюся игру на фортепиано. Девочка получила звание лауреата первой степени в младшей возрастной группе и специальный приз за исполнение произведения «Падающий дождь».
«Этот приз выдают, когда пианист особенно искусно сыграл композицию. Первое место на таком конкурсе — серьезное достижение. Конечно, останавливаться на достигнутом мы с Кариной не планируем. Именно в России — одна из самых авторитетных в мире фортепианных школ», — гордится преподаватель.
В мечтах — белый рояль и новые победы
Карина Коссова перешла в третий класс музыкальной школы, ее учебная программа усложняется. Но это не значит, что однажды она станет профессиональной пианисткой.
«Мы не настаиваем на том, чтобы она связала свою карьеру с музыкой, имеет значение лишь ее собственный выбор. Так или иначе, фортепиано и художественная гимнастика дают ей фундаментальную базу, благодаря которой Карина в будущем сможет двигаться в любом творческом направлении», — подчеркнул папа девочки.
Сама же победительница уверена, что музыка — дело ее жизни.
«Конкурс в Таиланде был сильным, я волновалась, но гордилась уже потому, что прошла отборочный тур. Мне хочется участвовать и в других конкурсах, добиваться новых побед. А еще, как и все пианисты, я мечтаю о белом рояле Steinway & Sons», — призналась Карина Коссова.
Музыканты, танцоры и актеры: какие московские школы и колледжи готовят будущих деятелей искусства«Балет — это проявление души»: как проходят занятия в хореографическом училище имени Л.М. ЛавровскогоКрасота многоголосия. Как Анастасия Беляева создала один из самых известных детских хоров Москвы «Аврора»