"Фон-Мекк – Чайковский" Татьяны Чудовой в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга
Если бы только Татьяна Алексеевна Чудова могла увидеть блистательную постановку ее оперы "Фон-Мекк – Чайковский", представленную "Lyricaclassic" на закрытии фестиваля "Приглушенные голоса" в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, она была бы счастлива. Создание оперы происходило на моих глазах. Татьяна Алексеевна считала эту работу одной из самых значимых и сильных. По ходу написания оперы она играла нам, ученикам, небольшие эскизы из нее, делилась находками и идеями, с пылом рассказывала о том, как придумала дать сопрано и тенору внешние голоса Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны Фон Мекк, а внутренние – меццо-сопрано и бас-баритону. А я восхищалась тем, как нестандартно, глубоко мыслит Татьяна Алексеевна, и отмечала не только яркий композиторский дар своего учителя, но и ее талант драматурга, прекрасно владеющего всеми нужными инструментами для воплощения такого сложного оригинального замысла, а также качества тонкого психолога и философа, правдиво и точно рисующего образы и переживания главных героев. Идея написания одноактной оперы "Фон Мекк - Чайковский", основанной на переписке великого композитора и русской меценатки, покровительствовавшей ему, – сложного историко-биографического произведения, описывающего личные переживания и отношения двух главных героев, пришла Татьяне Алексеевне за год до 150-летнего юбилея открытия Московской консерватории, в 2015 году. С тех пор как основатель и первый директор главного музыкального вуза страны Николай Рубинштейн провозгласил в 1866 году свой тезис "возвысить значение русской музыки и русских музыкантов", выпускники консерватории на протяжении всех этих лет следовали этому завету и вносили свой вклад в развитие национальной музыкальной культуры и искусства. Будучи ведущим профессором консерватории с колоссальным преподавательским стажем, заметным композитором, и, в свою очередь, создателем истории русской музыкальной культуры, Татьяна Алексеевна Чудова посчитала своим долгом написать оперу, посвященную самому исполняемому композитору мира Петру Ильичу Чайковскому, имя которого носит Московская консерватория. Татьяна Алексеевна рассказывала мне, что была знакома с перепиской Чайковского и Фон Мекк с детства, в возрасте 12 лет ее мама читала ей эти письма. Она снова перечитала все восемьсот с лишним писем и прочувствовала, что это диалог двух глубоко несчастных людей с трагической судьбой несмотря на то, что у Петра Ильича творческая судьба сложилась очень благополучно. А еще она отмечала, что осознала, что они писали друг другу письма об одном, а думали о другом. Поэтому и родилась идея написать партии двух Чайковских и двух Фон Мекк. Либретто Татьяна Алексеевна сделала сама с расчетом на четверых исполнителей. Следует отметить блестящий состав солистов: первую пару реальных героев исполнили солистка Карнеги-холл сопрано Юлия Петрачук (внешняя Н.Ф. Фон Мекк) и ведущий солист театра "Геликон-опера" тенор Сергей Абабкин (внешний П.И. Чайковский), а вторую пару героев – внутренних Надежду Филаретовну и Петра Ильича (их мысли, чувства, поступки) - ведущая солистка театра "Геликон-опера" Александра Ковалевич (меццо-сопрано) и солист Метрополитен-Опера, Ла Скала, Гранд Опера, Ковент-Гарден Денис Седов (бас). Восхищает сочетание и подбор тембров оперных певцов и то, как их фантастические голоса оттеняют и дополняют друг друга в этом произведении, изобилующем сложными вокальными контрапунктами и пассажами, непростыми диапазонными переходами, динамическими всплесками, темпо-ритмическими изысками. Лирико-драматическое, насыщенное, при этом очень подвижное и светлое сопрано Юлии Петрачук, яркий, сильный тенор с невероятно свободным верхом – Сергей Абабкин, плотное, обволакивающее, густое драматическое меццо-сопрано Александры Ковалевич, массивный, широкий, мощный, раскатистый при этом бархатный бас Дениса Седова. Режиссер оперы Елизавета Корнеева, прекрасно зарекомендовавшая себя в музыкальных театрах страны и за рубежом, добавила небольшие текстовые вставки из писем, которых в либретто изначально не было. Их герои читали без музыкального сопровождения при переходе от одного раздела оперы к другому. По тому, как герои произносили эти краткие монологи, можно было легко отследить постепенную смену их настроения, градус накала их отношений, и лучше понимать развитие сюжета. Это стало очень важным и нужным решением в структурном построении оперы. Гипсовые разноразмерные бюсты Чайковского, расставленные на сцене, предстали центральным метафорическим элементом. Внутренняя Фон Мекк (Александра Ковалевич) в начале оперы "создает", буквально "ваяет под себя" образ Чайковского, которым заочно очаровывается. Фон Мекк внешняя: "Вы так милы, так дороги мне, что слезы, слезы выступают и сердце, сердце дрожит". Чайковский внешний: "Вы мой добрый гений, я бесконечно вам обязан. Нет жертвы, которой я не принес бы вам". Фон Мекк внешняя: "Зачем я пишу эти строки? Это крик… любящего женского сердца". Чайковский внутренний: "В ответ на них я молчал, молчал". В одной из записей своего дневника Надежда Филаретовна признавалась, что, даже переступив порог сорокалетия, имея 11 детей, она всё равно мечтает о любви. Известно и то, что Фон Мекк обладала довольно скудными сведениями о Чайковском – он небогат, пишет прекрасные произведения, но из-за нехватки денег почти всё время тратит на преподавание. А ещё он застенчив и робок, но очень приятный человек. Внешняя Фон Мекк (Юлия Петрачук) предстает перед зрителями в женственном образе, на ней элегантное бархатное платье и жемчуга, она мягкая, нежная, жаждущая любви и чувств. "Мысль о вашей близости с женой была невыносима", – напишет Надежда Филаретовна в письме П.И. Чайковскому после его женитьбы на Антонине Милюковой. Образ внутренней Фон Мекк – маскулинный за счет облачения в брючный строгий костюм, сдержанный, местами достаточно резкий, но в то же время простой, честный, не наигранный. Она открыто выказывает любовь к музыке, пытаясь играть на скрипке, как умеет, катает по сцене паровоз за алую ленту, "доставляющий" героям письма друг друга. Этот поезд тоже очень важный атрибут: он доставляет письма физически и фактически - железные дороги "обеспечили" Фон Мекк и Чайковскому эту дружбу по переписке, достойное содержание композитора и возможность заказывать ему меценаткой бессмертные музыкальные шедевры. Покойный муж Надежды Филаретовны, как известно, был владельцем железных дорог, и именно эти средства позволили богатой вдове платить субсидию Петру Ильичу 6 тысяч серебром в год на протяжении многих лет. Фон Мекк внешняя: "Было решено лично не знакомиться и скрывать нашу дружбу и письма". Абсолютно разные образы созданы и для двух Чайковских: внутренний Чайковский ходит по сцене босой, он расслаблен, в шелковом халате, возлежит на диване, парит ноги в тазу. Тенор (внешний Чайковский) собран, напряжен, суетлив, он "держит лицо", аккуратно и дорого одет. Чайковский внешний: "Мне остается только услуживать и угождать вам посредством моей музыки". "Опять пришло ее письмо". Чайковский внутренний: "Денежная зависимость! Денежная зависимость!". Чайковский внешний: "Глубоко благодарен Вам, бесценная Надежда Филаретовна". Чайковский внутренний: "Мои письма излишне восторженны и многословны, риторичны при отсутствии потребности писать письма. Мне кажется, что письма мои не бывают вполне искренними, я рисуюсь. Часто в письме не бываю я сам собой, возникает ощущение фальши". После смерти младшего сына Фон Мекк прекратила переписку с Чайковским, считая смерть ребенка наказанием за порыв души. Фон Мекк внешняя: "С тоской и прискорбием уведомляю Вас, Пётр Ильич, о своем финансовом крахе, о прекращении субсидий. Не забывайте вы меня, и вспоминайте вы меня". Чайковский внутренний: " Это оскорбило меня, это оскорбило меня". Как олицетворение прекращения спонсорской помощи со сцены постепенно выносят предметы былой роскоши: диван, трюмо, кресло, стулья и другую мебель. Остается лишь черный рояль. Среди предсмертного бреда последнее слово Чайковского было "проклятая…" Исполнение партитуры Татьяны Алексеевны Чудовой превосходно воплотил оркестр "Lyricaclassic", которым дирижировал известный московский дирижер Ариф Дадашев. Пронзительный лейтмотив главных героев на протяжении всей оперы звучал в обрамлении оркестра с различными интонациями, как самый основной вопрос без ответа героев к себе и друг к другу. Партитура Татьяны Алексеевны Чудовой выполнена очень современно. В ней нет знаков при ключе, в первых трех частях отсутствуют тактовые черты и размеры. Затем размер появляется и часто сменяется, как фактура, музыкальная ткань и тембральные краски. Здесь и алеаторика, и сложный контрапункт, и полифоническое письмо, и серия, и политональность, и двух-, трех-, четырёхголосные мелодические каноны, и неклассические гармонии, и мастерски выписанные tutti. Благодаря присущей только Чудовой Татьяне Алексеевне манере композиторского высказывания, ее музыка достоверно сообщает нам глубокую чувственность, душевные противоречия, переживания героев и широкую палитру их эмоций. Команде профессионалов международной организации "Lyricaclassic" под руководством Юлии Петрачук, "Музыки нашего времени" Карины Погосбековой и издательства "Шостаковичи и Стравинские" удалось максимально плодотворно реализовать задачи, которые ставил перед собой международный фестиваль "Приглушенные голоса", посвященный памяти Т.А. Чудовой и вкладу женщин композиторов в историю мировой оперной музыки. Яркие разнохарактерные постановки опер семи женщин композиторов, продемонстрированные на ведущих театральных сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Тулыи живой отклик и интерес к современной опере не только зрителя, но и профессиональных музыкантов и представителей индустрии, тому доказательство. Сама Татьяна Алексеевна Чудова про себя часто говорила, что опередила время. Это несомненно. Ее идеи, композиторская техника и почерк - невероятно новаторские. А еще она очень горячо и споро работала, в последние восемь лет своей жизни написав тринадцать опер. Посему мы и впредь будем делать все возможное, чтобы другие безмерно талантливые оперы самобытного композитора, профессора МГК им. П.И. Чайковского и нашего дорогого учителя Татьяны Алексеевны Чудовой вышли на сцены лучших театров нашей страны и мира.