Войти в почту

о присвоении певцу SHAMAN звания заслуженного артиста и культурной иерархии в РФ

«Есть артисты, которые прозрели не 24 февраля 2022 года, а за восемь лет до этого. Или, может, они кого-то как раз и бесят оттого, что слишком рано прозрели? Или что-то ещё? Справок нужных никак вам не соберут? Там «стаж» нужен, рекомендации, ещё что-то. Всё это, признаться, так себе выглядит. Тоску всё это наводит. Культура — это в первую очередь иерархии».

Тут один славный парень получил заслуженного артиста. Мы Ярика знаем, ценим, мы ему не завидуем, мы рады за его успехи.

Получил — и прекрасно.

Теперь вкратце скажу, что не в этой истории, а вне этой истории не так.

Есть у нас ещё и другие артисты.

Елена Фролова, автор нескольких сотен романсов на стихи русских поэтических классиков, исполнительница русских народных песен и духовных стихов. В моём скромном понимании, она — гордость России.

Я не знаю никого, кто лучше её мелодически услышал и дал поэзию Бродского, Цветаевой, Андрея Белого, Шаламова. Это национальное достояние России. Помимо всего прочего, она пишет музыку для кино и мультфильмов.

Лена безоговорочно поддерживает борьбу России на русской земле Украины.

Дмитрий Ревякин, легенда русского рока, но, в отличие от БГ*, Шевчука и Феди Чистякова, неоднократно (причём и до СВО, и после тоже) выступал в Донбассе.

Его «Севастополь», «Сберегла», «Родная», «Иерусалим» — такая же песенная классика, как песни Василия Соловьёва-Седого, Блантера, Мокроусова, Богословского и Анатолия Новикова. Ревякину пытались пробить заслуженного артиста на юбилей, но бюрократия оказалась непробиваема.

Сергей Бобунец, кумир нового поколения, который, помимо песен, ставших по-настоящему культовыми (после балабановского «Брата»), написал ещё и первый донбасский цикл Юлии Чичериной.

Не говоря о том, что он там, в Донбассе, выступал и был за наших задо-о-олго до СВО.

Наконец, Алексей Джанго Поддубный. Пожалуй, главный (наряду с Чичериной) голос Донбасса, давший там с самого начала «русской весны» рекордное количество концертов на всех передовых.

Помню донецкий стадион, который хором пел песню Джанго «Мы не уйдём». 15 тыс. человек!

Он — не заслуженный артист.

Поп-музыка — важная составляющая национальной пропаганды, кто же спорит.

Но давайте я предельно тактично сформулирую: есть ещё вещи, которые проходят по разряду искусства.

И в любом вменяемом обществе эти вещи должны понимать.

Что, к примеру, «народу нравится» — является важным фактором, но не единственным.

Что, к примеру, есть артисты, которые прозрели не 24 февраля 2022 года, а за восемь лет до этого.

Или, может, они кого-то как раз и бесят оттого, что слишком рано прозрели?

Или что-то ещё?

Справок нужных никак вам не соберут?

Там «стаж» нужен, рекомендации, ещё что-то.

Всё это, признаться, так себе выглядит.

Тоску всё это наводит.

Культура — это в первую очередь иерархии.

Российские культурные иерархии выглядят иной раз как помесь бардака с кабаком.

* Борис Гребенщиков включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 30.06.2023.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.