Участников "Велоночи" в Иванове ждет экскурс в историю музыки

Четыре тысячи человек проедет по улицам Иванова вечером 27 июля, чтобы узнать больше о музыкальном прошлом своей малой родины. Специально для "Велоночи" приготовили серию перформансов и концептуальную подборку аудиотреков. Среди них будет ария, написанная как посвящение Рабочей опере - уникальной культурной институции, созданной в "городе авангарда" в 1920-е.

Участников "Велоночи" в Иванове ждет экскурс в историю музыки
© Российская Газета

"Велоночь", или фестиваль городских историй, архитектуры, музыки и искусства на велосипедах, проходит в Иванове четвертый год. Каждый раз маршрут прокладывают так, чтобы захватить не только признанные достопримечательности, но и малоизвестные места. Сейчас сюжет прогулки построили вокруг музыкальной жизни города. Краеведы подготовили рассказ о том, что слушали, играли и пели здесь до революции и в советское время. Вспомнили и о современных музыкантах, которых знают за пределами Иванова.

В заезде соберется пять колонн велосипедистов по 800 человек. Бесплатная регистрация уже завершена. Участники поочередно стартуют от парка имени Степанова и финишируют в Аптечном переулке, где будет организовано несколько зон быстрого питания и отдыха. На пути будет семь остановок с познавательной информацией и перформансами. Для всего 12-километрового маршрута, включая переезды между сценами, разработан музыкальный сет на 2,5 часа. Сведет его диджей и исследователь, доцент МГУ Константин Дудаков-Кашуро. Велосипедистам потребуется смартфон с наушниками.

Художественным руководителем проекта выступил историк и музыкант Сергей Никитин-Римский - доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник Музея Москвы.

Специально для "Велоночи" создали арию, посвященную Рабочей опере. Она действовала под руководством Федора Цабеля в 1928-1933 годах в Народном доме текстильщиков по улице Громобоя, 2. Раньше это был отбельный корпус фабрики Дербеневых, но после революции его перестроили в стиле конструктивизма. Внутри сделали зрительный зал на 1200 мест и помещения для кружковых занятий. Сначала в нем играли сценки первого рабочего театра Пролеткульта. Потом открыли Рабочую оперу - местное филармоническое общество решило таким способом пропагандировать высокое искусство среди пролетариев.

Среди солистов были студенты музыкального техникума. Некоторые из них потом добились серьезных успехов. Например, сопрано Елизавета Шумская стала примой Большого театра и народной артисткой. Ученик ее партнера по сцене Павла Лисициана - баритон Александр Коренков - как раз исполнил арию для "Велоночи".

Из Рабочей оперы в середине 1930-х выросла Областная, переехавшая вскоре в другое здание. Музыкальный театр есть в Иванове по сей день.

Сохранилось и здание бывшего Народного дома текстильщиков. Он признан объектом культурного наследия муниципального значения. В мае 2024-го в корпусе начались долгожданные противоаварийные работы.