В "Сириусе" проходит Большой летний музыкальный фестиваль

На побережье Черного моря продолжается главный музыкальный фестиваль лета. В концертах Большого летнего музыкального фестиваля в "Сириусе" приняли участие вокальные звёзды российской и мировой сцены. Так, в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского на открытой сцене Медальной площади Олимпийского парка выступили знаменитые бас Ильдар Абдразаков и сопрано Елена Стихина. Услышать двух певцов, на чьи концерты даже в столичных городах попасть удаётся не каждому, на одной сцене - безусловная удача.

В "Сириусе" проходит Большой летний музыкальный фестиваль
© Российская Газета

Концертный вечер открыли "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь" - сочинение, которое считается "визитной карточкой" ГАСО Татарстана. Зажигательное, полное огня исполнение красочной партитуры захватило внимание публики вихрем мелодических и ритмических узоров: каждый музыкант оркестра был полон вдохновения и отзывчивого внимания к огненному темпераменту маэстро. "В этом году будет 15 лет, как я работаю в Казани, - отметил Александр Сладковский. - Я считаю, самое важное, что должен делать руководитель, это ставить очень высокие творческие задачи. Когда музыканты понимают, ради чего мы это делаем, все усилия направлены на единую цель - как этого добиться. И если раньше я дневал и ночевал в оркестре (мы репетировали по два-три раза в день), то сейчас степень доверия между мной и моими музыкантами такова, что мы понимаем друг друга с полувзгляда. В этом залог творческого счастья, когда музыканты понимают, насколько важна их миссия. Наш оркестр - это настоящие музыканты, артисты, художники. И я как руководитель делаю все, чтобы этот градус они все время ощущали и постоянно повышали".

Абдразаков предстал в своих знаменитых оперных ролях - Хана Кончака из оперы Бородина "Князь Игорь", Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко", Короля Рене из "Иоланты" и Князя Гремина из "Евгения Онегина" Чайковского. Глубокий тембр голоса, пленительная сценическая харизма и маститый артистизм певца покорили публику с первых нот. А вокальное совершенство, бесподобная красота голоса и самозабвенное драматическое перевоплощение Елены Стихиной из роли в роль заставило публику буквально замереть, ловя каждый нюанс звучания ее обворожительного голоса. Солистка Мариинского театра, Стихина выступает на лучших сценах мира, включая миланский Ла Скала, нью-йоркский Линкольн-центр, Венскую, Парижскую и Баварскую оперу, Зальцбургский фестиваль и многие другие. Выступление певицы в Сириусе - один из бриллиантов Большого летнего музыкального фестиваля: певица исполнила Арию Оксаны из оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" и Арию Тоски из одноименной оперы Пуччини, а также предстала в образе Лизы из оперы Чайковского "Пиковая дама" и Леоноры из оперы Верди "Сила Судьбы".

В финале концерта певцы объединились в дуэте и исполнили неаполитанскую песню Эрнесто де Куртиса Non ti scordar di me, закружившись в танце, - это был красивый, трогательный момент. "Очень рад быть частью такого масштабного фестиваля! Мы не только делимся со зрителями своей безграничной любовью к музыке, но и открываем им новый мир музыкальных направлений и произведений. И, конечно, я всегда рад быть на одной сцене с моими друзьями, выдающимися Еленой Стихиной, маэстро Александром Сладковским и ГАСО Республики Татарстан", - отметил Ильдар Абдразаков. Концерт дополнил искромётный конферанс Артема Варгафтика: с тонким юмором и виртуозным красноречием переплетая исторические факты, увлекательные литературные детали и аллюзии в увлекательный узор повествования, музыкальный критик и обладатель двух премий ТЭФИ раскрывал сюжетные линии арий и тонкости оперных либретто, приглашая слушателей всецело погрузиться в каждый музыкальный образ.

Фото: Пресс-служба фестиваля

Нетривиальную концертную программу на фестивале представила Хибла Герзмава - вечер джазовой музыки с джаз-бендом Сергея Макеева: большая редкость, когда звезда оперной сцены исполняет джазовый репертуар, оставаясь в академической вокальной традиции. На зажигательном кросс-овер концерте прозвучали джазовые обработки классических произведений (Пуччини, Гершвин, Пуленк), песен советской эстрады ("Я шагаю по Москве", "Есть только миг", "Песня о Ленинграде" и др.), популярные джазовые композиции и даже немного кубинского болеро (знаменитая песня Консуэло Веласкес Besame mucho). Очаровательными интермедиями в концерте прозвучали две инструментальные композиции джаз-бенда, в том числе авторская Фантазия Сергея Макеева на тему песни Сольвейг из сюиты Грига "Пер Гюнт", главную тему которой проникновенно, с трогательной ностальгией, исполнил на губной гармошке Александр Шевляков; пьесу украсила виртуозная импровизация флейты (Денис Грушинский - флейта, тенор-саксофон). Запомнилось и разделённое соло ударных в азартном джазовом квадрате (Михаил Смирнов - перкуссия, Валерий Черноок - ударная установка).

Любители классической музыки согласятся: слушать вокальную музыку в камерном концерте в сопровождении фортепиано - особое удовольствие. Таким был концерт знаменитого тенора и мастера итальянского бельканто Дмитрия Корчака. В концертном зале университета "Сириус" артист исполнил знаменитые итальянские, французские и русские теноровые арии, очаровательные ариетты Беллини и Доницетти (партия фортепиано - Александр Покидченко); прозвучали и музыкальные редкости, в частности, "Сибирский танец" для фортепиано соло Россини из цикла "Грехи моей старости" и созерцательно-драматический Романс Дубровского из одноимённой оперы Направника. Глубокое впечатление в исполнении Корчака произвела Ария Ленского из оперы Чайковского "Евгений Онегин" под глубоко прочувственный, выразительный и одновременно деликатный аккомпанемент Покидченко, с которым певца связывает многолетняя дружба и давнее творческое сотрудничество, о чем певец поведал журналистам после концерта, дополнив: "В русской музыке оркестр является частью действия, русская музыка требует большой актерской работы, особого отношения слову, каждое из которых проникает сразу в сердце. Так, в арии "Куда, куда Вы удалились" важно каждое слово. Итальянская музыка больше настроена на красоту пения и абсолютное владение техникой. При этом мы, певцы, изучаем сначала итальянское бельканто как технику пения и на него накладываем разные стили исполнения".