ГД рассмотрит во втором чтении законопроект о наказании за пропаганду наркотиков
В России собираются штрафовать за публичную демонстрацию, в частности, книг, фильмов и музыкальных произведений, в которых упомянуты наркотические и психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры и наркосодержащие растения. Депутаты Госдумы намерены рассмотреть соответствующий законопроект во втором чтении 30 июля. Произведения литературы и искусства, изданные после 1 августа 1990 года, нужно будет сопровождать маркировкой о вреде наркотиков, законодательном запрете их незаконного оборота и ответственности за нарушение. Как будет выглядеть эта маркировка, пока не определено. Произведения, изданные до этой даты, под пропаганду не попадают.
Издатели, опрошенные Business FM, говорят, что пока не понимают, как им действовать. К тому же есть законы о рекламе и об обороте наркотических веществ, на которые они, так или иначе, ориентируются при выпуске произведений. Поэтому остается лишь ждать более четких разъяснений со стороны государства, говорит технический директор издательства Freedom Letters Владимир Харитонов:
Владимир Харитонов технический директор издательства Freedom Letters «Вот когда они все это определят, тогда издатели что-то будут делать. То, что Госдума сейчас что-то хочет там усилить, — что издатели могут с этим сделать? Начать переписывать книги? Условно говоря, за 34 года издано довольно большое количество книжек, в которых упоминаются наркотики. Кто будет заниматься этой маркировкой? Каким образом это будет осуществляться? В России каждый год издается в среднем около 120 тысяч книг. Из них примерно 30% — книги художественные. Несложно посчитать, какой объем текста нужно каким-то образом просмотреть. Кто-то это должен будет делать. Кроме того, ведь они должны будут обязательно сверяться со списком запрещенных веществ, который, в общем, довольно большой».
Также под пропаганду не попадут те произведения искусства, в которых наркотические средства «составляют оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла». Но кто и как будет это определять, тоже пока неясно.
Для музыкальной индустрии, по мнению продюсера фестиваля и арт-кэмпа «Дикая мята» Андрея Клюкина, есть только один вариант: встречный договор артиста и организатора концерта или фестиваля. В нем будет указано, что музыкант или группа берет на себя ответственность, если в ходе выступления в песне или речи прозвучит что-то, пропагандирующее наркотики. Другую схему работы представить сложно, считает Андрей Клюкин:
Андрей Клюкин продюсер фестиваля и арт-кэмпа «Дикая мята» «Представим себе, например, артиста, у которого каталог 12 альбомов, в которых, условно, по десять песен. Вряд ли директор какого-то клуба будет ежедневно изучать 120 стихов, анализировать тексты песен и трактовать еще по-своему, так это или не так. Скорее всего, организаторы — и клубные, и больших площадок — просто переложат эту ответственность на артистов. А дальше уже артист, если захочет в своем творчестве пропагандировать наркотики — ну, наверное, это будет его ответственность. Вопрос даже не в том, желает ли промоутер, организатор фестиваля или концертной площадки, или клуба полностью блюсти нормы закона, то есть ты-то можешь нести ответственность, а он может выйти на сцену и говорить то, что ему кажется нужным».
По мнению экспертов, если есть четко выработанные и хорошо продуманные критерии, то проблема в целом решается. Но сейчас в России таких критериев в отношении контроля за произведениями нет. Отчего, в частности, и страдает уровень культуры. И предугадать, как именно участники рынка буду решать этот вопрос, нельзя, отмечает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:
Евгений Сафронов главный редактор информационного агентства InterMedia «Огромное количество деятелей культуры все время перестраховываются. Они боятся того, что их неправильно поймут, и намеренно снижают градус накала в своих произведениях, что в принципе не очень хорошо для развития культуры. Все должно быть прозрачно, четко продумано, экспертиза должна быть грамотная — ее нет, и в этих условиях, конечно, любые вопросы, связанные с контролем за содержанием, решаются непоследовательно. В каждой культуре существует одно правило: чем выше культура общества, тем меньше запретов и больше поддержки со стороны элит. У нас в стране это будет вырабатываться еще долго просто потому, что никто этого сейчас не делает. То есть система институционально не строится, не вырабатывается единая культурная политика в стране».
Сейчас, в принципе, все уже подсознательно понимают, каких тем можно касаться, а каких — нет. Гадать, как будут действовать участники рынка, можно долго. Но на практике же все просто подстроятся под ситуацию. Охотно или потому, что так надо, — вопрос другой. Ранее сообщалось, что в случае нарушения нового закона для физлиц штрафы составят до 4 тысяч рублей, для должностных лиц — до 30 тысяч, а для юрлиц — до 600 тысяч либо административное приостановление деятельности на три месяца. Повторную пропаганду наркотиков в интернете предлагается наказывать штрафом до 300 тысяч рублей либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.