Войти в почту

Дама с собачкой: интрига замысла

Всё началось с интриги. На одном из зданий главной туристической артерии Кисловодска красуется памятная табличка, которая гласит, что в этом доме в 1896 году останавливался Антон Павлович Чехов. Тем летом в дневнике писателя мелькнула запись: "Дама с мопсом". Курортный роман в рассказе "Дама с собачкой" автор, как известно, перенёс в Ялту, чтобы никого не компрометировать. И вот опера "Дама с собачкой" возвратила действие в Кисловодск, по праву претендующий на место рождения замысла чеховского произведения. Рождение же самой оперы произошло по заказу Северо-Кавказской филармонии и даже стало фестивальной сенсацией, восстановившей исторический факт. Автор идеи оперного проекта - художественный руководитель Северо-кавказской филармонии им. В.И. Сафонова Светлана Бережная. Чутьё худрука не подвело: новоиспечённая опера предстала интересной новинкой во всех смыслах и уникальным продуктом коллектива Северо-Кавказской филармонии. Режиссёр Алла Чепинога, которая сотрудничает с филармонией уже девять лет, сцементировала всё и всех для нового начинания. Для работы над будущей оперой она познакомила петербургского композитора Екатерину Иванову-Блинову с известным поэтом и драматургом современности Евгением Муравьёвым. "Дама с собачкой" – удачный дебют авторского дуэта. Стихотворный текст либретто, музыкальная партитура с выразительной мелодикой и классической гармонией оказались понятны и приятны уху слушателя. В небольшом рассказе "Дама с собачкой" немного драматургии, поэтому оперными авторами были введены два новых персонажа: Антон Павлович и Редактор. Также роль второстепенных героев повествования стала более весомой. А ещё не хотелось отказываться от тонкого чеховского юмора, и в либретто органично вписались юмористические рассказы "Хамелеон" и "Размазня". Постановочно-сценографические решения спектакля дышат атмосферой курортной жизни, которая реально существует за стенами концертного зала. Сцены у бювета, променад в парке, минеральные ванны, которые принимают Антон Павлович и Редактор, поставили узнаваемый акцент в происходящее действо. По мере развития сюжета появились: гостиница, бильярд, ресторан, московский дом Гурова, каток, зимний город С., другие. Костюмы и антураж полностью воссоздали историческую эпоху. Сквозному развитию сюжетной линии в спектакле способствовала динамика смены декораций, в соответствии с мизансценами. Четырнадцать раз картинка на сцене преображалась. Делалось это с виртуозной скоростью. Зрителя нужно всё время держать во внимании. Режиссёрская многоходовочка была неистощима на визуальные придумки, привнося событийность и не создавая зрительной суеты. Давний творческий тандем Аллы Чепинога и художника-постановщика Марии Бережной работал безотказно, не позволяя провисать действию. Два акта оперы контрасты. Первый – собственно курортный роман Анны и Гурова, как бы преподнесённый зрителю через обсуждение Антоном Павловичем и Редактором написания нового рассказа о любви. Музыка ласкает лёгкой вальсовостью и характерно рисует звучание духового оркестра в парках курортного местечка. В моменты любовных объяснений мелодический тематизм в вокальных и оркестровых партиях расцветает песенной кантиленой, превращаясь в музыкальные хиты. Второй акт наполнен драматизмом, психологизмом и усложнившимися переживаниями героев. Это продолжение истории их романа, вынесенное за скобки чеховского оригинала. Любовь не отпускает их, они мучаются от того, что оба живут в браке с нелюбимыми людьми. Музыкальный язык сразу же насыщается драматически диссонирующей интерваликой. Слышится оммаж в сторону Прокофьева, отчасти Бриттена и явно сознательное подчёркивание аллюзии к Чайковскому. Создатели спектакля напомнили, что Чехов восхищался Чайковским. У них была разница в возрасте 20 лет, это не помешало им вести дружескую переписку. Чехов попросил разрешения у Петра Ильича посвятить ему сборник своих рассказов. Алла Чепинога, режиссёр-постановщик множества разножанровых спектаклей во многих российских театрах подошла к своей постановке в традициях русского психологического театра со знанием дела: "Режиссёр – это прикладная профессия, а в музыкальном театре режиссёр – это "жена" дирижёра. Режиссёр решает по факту событийный и смысловой ряд спектакля. А ведь от смыслов зависит и музыкальное решение. Режиссёр и дирижёр на этапе сочинения спектакля садятся вместе и размечают партитуру, решая какими музыкальными средствами нужно подчеркнуть происходящие события. Сценическое решение должно быть поддержано музыкальным решением. А вообще, всё должно начинаться с либретто. Счастье, когда и музыкальная драматургия, и событийный ряд на уровне либретто имеют целостность". Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова под управлением Александра Жиленкова блистательно справился с задачей. Симфонический организм с уверенными валторнами звучал разнообразно, выразительно и по-оперному профессионально, что благотворно сказалось на солистах. Также, дирижёр ни разу не позволил себе динамически перекрыть солистов, выдерживая баланс в непростой акустике ессентукского Концертного зала им. Ф.И. Шаляпина. Вокальные, хоровые и оркестровые номера оперы Екатерины Ивановой-Блиновой – образец академического подхода к музыкальной составляющей. Запоминающийся тематизм, красота оркестровки, формообразующие структуры музыки не вызывают напряжения в восприятии музыкального материала. Трёхчастные арии, дуэты, ансамбли – классическая конструкция жанровой формы в опере "Дама с собачкой". Виталий Фомин (тенор, солист театра Геликон-опера), исполнивший роли Гурова/Редактора, представил добротную работу. Голос звучал во всех регистрах, крепко взбирался на верхние ноты, чётко артикулировал, и драматическая игра артиста была неплохой. Антон Павлович Чехов пел свою партию басом Алексея Ерёмина, высокого интеллигента в очках, имевшего внешнее сходство с писателем. Ксения Трофимова (Анна) была на своем месте лирической героини. Марина Ярская убедительно преподнесла образ жены Гурова. Троица Очумелова (Михаил Ходжигиров), Хрюкина (Виктор Журавлёв) и Елдырина (Илья Точилкин), который смешно двигал усищами, разыграла характерную сценку из "Хамелеона". В опере отведена значительная роль женскому хору, использование его, как инструмента. Во втором акте хоровая партия напоминает хоровую фразу "Пи-ти, пи-ти" из "Войны и мира" Прокофьева, напряжённой мерностью тиканья часов создавая мучительную картину ожидания героя. Хормейстер Елизавета Письменная и коллектив филармонического хора им. В.И. Сафонова актёрски и вокально качественно выполнили свою миссию. По традиции репертуарный план Всероссийского фестиваля Академической музыки содержит интересные премьеры. Мировая премьера оперы "Дама с собачкой" – проект, достойный высокого уровня Северо-Кавказской филармонии, отражающий отдельное и важное направление в её деятельности. И, безусловно, великий оперный жанр станет более востребованным у современных композиторов, если написанные ими сочинения будут сразу реализованы на сцене с такой любовью к опере, как это демонстрирует Алла Чепинога. К слову сказать, больше всех аплодисментов в спектакле сорвала собачка по имени Бантик, и совершенно заслуженно.

Дама с собачкой: интрига замысла
© Ревизор.ru