Войти в почту

«Животные воспринимают музыку как шум»: Андрей Курпатов о музыке с научной точки зрения

Нас одолели научные думы по поводу музыки, и мы решили задать их президенту Высшей школы методологии, основателю интеллектуального кластера «Игры разума», психотерапевту Андрею Курпатову. Специалист рассказал Звук Медиа, как музыка влияет на мозг человека, любят ли животные слушать песни и какие книги лучше слушать в аудио.

«Животные воспринимают музыку как шум»: Андрей Курпатов о музыке с научной точки зрения
© Go.zvuk.com

Насколько хорошо изучено влияние музыки на мозг человека? Есть ли какие-то интересные исследования?

— Конечно, существует множество таких исследований. Но если говорить о тех, которые лично мне показались особенно интересными, — это научные работы, показывающие, насколько мозг профессиональных музыкантов отличается от мозга меломанов, не обладающих навыками игры на музыкальных инструментах. Оказалось, что у профессионалов воспринимаемая ими музыка обрабатывается левым полушарием мозга, а у остальных — правым.

Из других исследований мы знаем, что левое полушарие, в отличие от правого, является языковым, то есть обрабатывает речь. Таким образом, если вы учитесь музыке профессионально, вы в каком-то смысле не просто изучаете музыкальный язык, но и воспринимаете музыкальное произведение как текст, со своей внутренней историей, нарративом. По-моему, весьма любопытный факт!

© Страница Андрея Курпатова в VK

При обычном чтении и прослушивании аудиокниг информация воспринимается по-разному? Как это работает?

— Так и есть, когда вы читаете книгу и слушаете ее, у вас разное отношение к воспринимаемой информации. В первом случае вами руководит активное внимание — вы должны как бы «вынимать» информацию из букв и слов на странице. Вы вынуждены фокусироваться на этой задаче, что, хочешь не хочешь, повышает уровень вашей вовлеченности. Когда же вы слушаете книгу, то информация поступает к вам, так скажем, проактивно — она сама пытается захватить ваше внимание.

Поэтому, если вы хотите с помощью книги разобраться в каком-то вопросе, то лучше работать с текстом. Если вы хотите получить от нее то или иное ощущение, что-то почувствовать, то тут лучше воспользоваться аудиокнигой.

Кроме людей какие еще существа так же воспринимают музыку? Либо похожим образом?

— В научном мире по этому вопросу есть ряд противоречивых данных, но в целом, насколько мы можем судить, животные воспринимают музыку как шум. То есть их мозг не способен воспринимать музыкальные фразы как смысловые единицы, те самые «мелодии». Отдельно надо сказать о певчих птицах, но, конечно, не с точки зрения восприятия музыки, а об их способности создавать собственные «песни».

Последние, конечно, являются инстинктивным поведением, служащим утилитарным целям: охрана территории или привлечение самки. Но интересно, например, что мозг певчих птиц во сне проигрывает их музыкальный репертуар, то есть птица как бы тренирует во сне свои исполнительские способности.

© Страница Андрея Курпатова в VK

Какая из ваших книг лучше всего воспринимается в аудиоформате? Почему?

— Думаю, что это, наверное, самые популярные мои книги: «Счастлив по собственному желанию» и «Красная таблетка». Но сейчас я попробовал самостоятельно озвучить и достаточно сложную свою книгу «Что такое мышление?». Причем сделал это с небольшими отступлениями, комментариями и пояснениями по ходу чтения. Надеюсь, что такой формат будет воспринят слушателями с интересом.

Что любите слушать вы?

— Из старенького, но вечного я всегда с удовольствием слушаю Перселла, Брамса, Шопена и Брукнера, а из современных композиторов мне нравятся Филип Гласс и Макс Рихтер. Ну и в зависимости от обстоятельств и настроения — Александра Вертинского, Сару Брайтман, различные музыкальные подборки, которые у меня есть, что называется, на все случаи жизни.

Что такое HiFi-стриминг Звук, и как пользоваться всеми преимуществами его подписки

LISOVSKY об альбоме «Семь чувств», нейросетях и продвижении творчества

«Мы возьмем стадион»: Игорь Бутман — о Moscow Jazz Festival, виниле и нейросетях

Сюзанна и Никита Каменский в новом видеоподкасте Звука: об отношении к старому творчеству, записи музыки и концертах