Более 600 музыкантов выступили на джазовом фестивале в Санкт-Петербурге

В Северной столице с триумфом прошел Первый Санкт-Петербургский международный джазовый фестиваль. В течение недели с 22 по 28 июля город на Неве звучал в ритме единой джем-сессии: более 600 музыкантов, около десятка площадок, более 200 тысяч зрителей. Но главное - джаз в Петербурге как будто вернулся к своим истокам: эта музыка зародилась под открытым небом.

Более 600 музыкантов выступили на джазовом фестивале в Санкт-Петербурге
© Российская Газета

Любоваться небесной линией Петербурга в блестящем музыкальном сопровождении может стать новой городской традицией. Еще до открытия фестиваля его президент и идейный вдохновитель Игорь Бутман заявил, что "фестиваль первый, но с большим будущим". Настоящая летняя жара в Петербурге сделала особенно приятным отдых у воды - и площадки у пруда в Таврическом саду, Севкабель Порт на берегу Финского залива, парк "Озеро Долгое" пользовались бешеным спросом. А еще концерты проходили в Юсуповском саду, на площади Искусств, в городских джазовых клубах, на сцене Санкт-Петербургской Академической филармонии… И неизменно "при полном аншлаге", как сказали бы раньше. Сегодня все чаще употребляют выражение "полный солд-аут", от английского словосочетания sold out - "распродано". Вот только Петербургскому джазовому фестивалю оно не очень подходит: большинство открытых площадок были бесплатными.

"Мы три вечера подряд ходим в Таврический сад, - рассказала корреспонденту "РГ" одна из зрительниц по имени Елизавета. - Все очень хорошо продумано: публика может разместиться на стульях, кто-то лежал прямо на траве, для желающих было место танцевать. И очень неформальная, живая обстановка: музыканты шутят, общаются с публикой, тем самым как будто вовлекают в эту джазовую орбиту все больше народа".

На Елизавету огромное впечатление произвел Валерий Степанов - единственный в своем роде в России мультиинструменталист, владеющий ударными инструментами, бас-гитарой, вокалом, талантливый пианист и композитор. В его исполнении звучали как классические джазовые композиции, так и удивительные аранжировки "на заданную тему" из песен группы "Ласковый май", Виктора Салтыкова, Михаила Муромова, других кумиров конца прошлого века. В один день на сцене вместе с ним отказался кубинский мультиинструменталист Хуан Орландис Баньос Родригес, который заразил публику энергетикой Острова Свободы. Но удивительные джазовые открытия ждали публику буквально в любой точке Петербурга.

"Я отстаиваю честь рэп-исполнителей нашей страны, - рассказал исполнитель L'One (Леван Горозия), - рэп может быть очень мелодичным и интеллигентным, особенно в сочетании с джазом.

Самой рафинированной площадкой фестиваля стал Юсуповский сад, где на сцену выходили Оркестр имени Олега Лундстрема и Аня Чиповская, Евгений Маргулис и его группа, Ильдар Абдразаков, Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, Игорь Скляр и Jazz Classic Community, Лариса Долина и Трио Олега Аккуратова.

"Когда я пою джаз, я чувствую себя ракетой, лечу к звездам и не хочу возвращаться", - призналась певица.

Церемонии открытия и закрытия фестиваля были вполне академичны - в Большом зале филармонии, но лишь по "букве", а не по духу. Афиши украсили громкие имена - Юрий Башмет, Давид Голощекин, Хибла Герзмава. В ее исполнении и в сопровождении Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра мелодией - закрытием фестиваля стала вариация "Подмосковных вечеров". Как известно, песня композитора Василия Соловьева-Седого на слова Михаила Матусовского сначала называлась "Ленинградские вечера", а оперная дива заменила на "Петербургские вечера".

В завершение фестиваля подвели итоги Первого Всероссийского конкурса джазовых композиторов. К участию было представлено более ста заявок из 16 городов России. Победителей представил Игорь Бутман: в номинации "Джазовая песня" - Елизавета Кабоева из Ростова-на-Дону с композицией "Во сне", в номинации "Инструментальная Джазовая Пьеса" - Марк Либерзон из Перми с композицией "Make it funky". Их произведения будут записаны на лейбле Butman Music.

В программе фестиваля состоялось также множество образовательных и просветительских мероприятий - лекции, творческие встречи, джазовая лаборатория - первая открытая репетиционная база для всех джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, которая дала им возможность заявить о себе и выступить на широкую аудиторию. Но скажем честно: лучше наслаждаться музыкой, чем рассказывать о музыке. Поэтому можно уже начинать строить планы посещения Второго Санкт-Петербургского джазового фестиваля.

"В будущем году мы рассчитываем охватить дворцовые площадки в пригородах Петербурга и сделать программу еще более насыщенной и многогранной", - пообещал Игорь Бутман.