Социальный клей и сливки общества в шляпах: как прошёл финал фестиваля «Калининград Сити Джаз»
В Калининграде в Центральном парке завершился 17-й Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз». О том, что увидели зрители во второй и третий дни масштабного шоу, 3 и 4 августа, — в материале «Клопс».
Летний Новый год
«Калининград Сити Джаз», а до 2011 года «Дон Ченто Джаз» — это не только и не столько музыкальное мероприятие, сколько площадка для общения, встреч и переговоров. По выражению областного министра по культуре и туризму Андрея Ермака, фестиваль — это «наш и только наш калининградский летний Новый год», а музыка выступает «социальным клеем».
Сюда приходят, чтобы себя показать и на других посмотреть. Наверное, нигде больше невозможно встретить такого количества оригинальных людей, как на этом фестивале. Конечно, «Калининград Сити Джаз» — это не фрик-шоу, но без самобытных и весёлых персонажей было бы скучно.
Взять хотя бы зажигательные танцы известного оригинала Валеры, перформансы которого по достоинству оценили даже организаторы мероприятия. Многие зрители еле сдерживались, чтобы не пуститься в пляс вместе со звездой соцсетей.
Как пояснил генеральный продюсер Андрей Левченко, по традиции на заключительном выступлении каждого дня зона партера освобождается для танцпола. Он посоветовал сидящим в первых рядах не стесняться и тоже танцевать вместе со всеми, ведь сидя всё равно «ничего увидеть невозможно».
Министры тоже люди
Особая часть территории фестиваля — ВИП-зона, куда был доступ лишь для избранных. На этот раз в отдельном загончике можно было заметить крупных калининградских бизнесменов, представителей богемы и чиновников регионального правительства во главе с врио губернатора Алексеем Беспрозванных. Посетил музыкальное шоу и бывший руководитель региона, а ныне министр промышленности и торговли России Антон Алиханов.
Наблюдая за тем, кто с кем общается в ВИП-зоне, некоторые сразу же стали выдвигать различного рода конспирологические предположения, строить политические прогнозы и делать далекоидущие выводы. Хотя на самом деле всё, наверное, банально просто. Министрам и олигархам тоже хочется послушать музыку мирового уровня.
ВИП-зона находилась на максимальном удалении от сцены, без бинокля разглядеть, что там происходило, сложно. И можно было заметить: некоторые «очень важные персоны» с неподдельной завистью наблюдали, как обычные зрители валялись на газоне, задрав ноги и хрустя чипсами. Возможно, им тоже так хотелось, но, увы, чопорность заставляла оставаться в загончике.
Губернатор-«индиго» и калининградские сливки
Политический аспект «Калининград Сити Джаза» особо подчеркнул его учредитель и президент Владимир Кацман. Его тоже можно было назвать одним из самых оригинальных участников фестиваля.
Известный предприниматель и ресторатор щеголял в костюмах коллаборации люксового итальянского бренда Gucci со спортивным немецким Adidas. Причём каждый день — разного цвета. В пятницу — зелёный, в субботу — синий, а в воскресенье — голубой.
«История фестиваля — это история нашего региона, — заявил Кацман со сцены. — Первый фестиваль состоялся в 2006 году. И если тут есть долгожители, они помнят, что это началось при губернаторе Георгии Валентиновиче Боосе».
Президент «Калининград Сити Джаза» напомнил, что Бооса называли «человеком с федеральной проходимостью». До назначения на должность губернатора он был министром по налогам и сборам, вице-спикером Госдумы.
«Поэтому он как бы нас не заметил. Ну, кто мы такие, господи, только начинали! После этого наступила эра губернатора Цуканова Николая Николаевича, человека из Гусева. Не сразу, но он тоже проникся к нам, приходил на фестивальные вечера. Но никакой существенной поддержки мы не получали», — перечислял Кацман.
После этой летописи самой западной области России Владимир Кацман перешёл к недавним событиям: «И тут случилась интересная история с появлением в нашем регионе Антона Андреевича Алиханова. Я сразу понял, что этот парень из «детей индиго», если вы знаете, что это такое. Он практически ровесник моего сына. Это человек, который обладает великолепной памятью, знанием языков, высоким IQ. То есть интеллект — всё то, что должно быть у руководителя».
По словам президента «Калининград Сити Джаза», губернатор Алиханов весьма проникся мероприятием. На одном из фестивалей ему подарили гитару.
«Он не умел вообще держать её в руках, — заметил Владимир Кацман. — И в течение года научился играть так, что выступил на фестивале. Это говорит лишь о том, что человек очень талантливый. Он нас поддерживал все эти годы, пока здесь управлял».
Владимир Кацман дал оценку и текущему аспекту политической жизни региона: «Сейчас появился новый… э-э-э-э… исполняющий обязанности Беспрозванных Алексей Сергеевич. Тоже понравилось! Мы его пригласили, притащили к нам, объяснили, что здесь находятся сливки калининградского общества. Я именно так к вам и отношусь. Вы тот самый средний класс!»
На этих словах публика одобрительно засвистела и разразилась аплодисментами. Кацман продолжил говорить приятные собравшимся слова:
«Предприниматели, их семьи, люди, принимающие решения каждодневно. Люди, которые управляют коллективами. Люди, которые имеют тоже соответствующий IQ, раз чего-то добились в жизни. И поэтому мы объясняем всем, что это — то общество! Да, нас — вас — нас, я не знаю, как сказать, немного, но это те проценты людей, которые влияют на развитие региона, на развитие общества, на развитие всего того, что можно развить».
После этого президент фестиваля зачем-то вспомнил роман Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»: «Там был такой персонаж — зиц-председатель Фунт, который сидел при Александре Втором Освободителе, при Александре Третьем ещё каком-то. И он говорил: «А как я сидел при НЭПе!» Наш фестиваль живёт. Мы, конечно же, независимы, но зависимы. Спасибо, что вы нас поддерживаете. Я думаю, он нас всех переживёт, этот фестиваль!» — закончил свою проникновенную речь предприниматель.
Шляпы и «Шляпники»
Музыкальная программа фестиваля по традиции отвечала самым разным вкусам. Здесь был и классический джаз, и современные джазовые композиции, и песни из советских кинофильмов в исполнении знаменитого ансамбля «Мелодия» Георгия Гараняна. И даже вовсе не джаз, а, к примеру, афробит чилийской группы Newen Afrobeat.
Global Jazz Quartet из Армении, выступив в субботу, в воскресенье сыграли вместе с джазовой певицей Эммой Смит из Великобритании. Также в завершающий день фестиваля настоящим открытием для публики стал бразилец Марио Бакуна со своим ансамблем.
В финале действа выступили питерские The Hatters, которые зажгли на сцене. Причём в буквальном смысле — ярким фейерверком. Лидер группы Юрий Музыченко отдельно поприветствовал калининградцев и всех зрителей фестиваля.
Название коллектива переводится как «Шляпники». И в этом была еще одна символичность с «Калининград Сити Джазом». Как подчёркивал все три дня Андрей Левченко, джаз и шляпа — это единое целое. На площадке фестиваля, кстати, можно было приобрести головные уборы, и многие зрители красовались в них.
Хотя по прогнозу в воскресенье вечером обещали дождь, он начал накрапывать лишь на последних аккордах выступления «Шляпников». Погода словно выжидала, чтобы не испортить один из главных калининградских городских праздников и не смыть «социальный клей».
2 августа в Центральном парке в 17-й раз стартовал Международный джазовый фестиваль «Калининград Сити Джаз».