"Желтая стрела" по мотивам романа Виктора Пелевина. Театр на Таганке. Сцена на Факельном. Режиссер Анна Закусова.
В прошлом году примета сработала. Тогда начинали его вместе с легким, ностальгическим и очень добрым спектаклем "Причал". И сезон прошел в таком же духе. Теперь же, судя по началу, нас ждет сплошной постмодернизм и новая искренность. (Именно так некоторые литературоведы обозначают направления работы Пелевина). Так это или нет, спорить не буду, но спектакль Анны Закусовой полностью соответствовал этому определению. Начать с того, что Анна Закусова – по образованию режиссер балета. Я видел в МХТ спектакли, где она выступала в качестве хореографа. Красиво и профессионально. Что тут сказать. Сама режиссер в аннотации определила жанр спектакля как пластический театр, полный метафор и образов, переводимых на язык тела. Соответствует ли замысел реальности? Да! Вполне. Что еще я увидел на сцене? Мне показалось, что это набор совершенно не связанных между собой монологов, сцен, которые разделены пластическими и музыкальными номерами. При этом можно полностью поменять текст всех монологов и сцен на любой другой. Можно убрать реплики Пелевина, вставить туда текст Чехова, учебник по биологии для 4-го класса или книгу "Как разводить опенки в пустой местности". Смысл вообще не поменяется. Ибо главная фишка постановки — не то, что говорят актеры. Главный смысл – красота и изящество. Если это пластика – то четко выверенная. Если песня – то она спета и сыграна идеально чисто. Вживую, без единой фальшивой ноты. Каждая музыкальная мизансцена перебрасывает то в один, то в другой мир. То это душевные посиделки, то дискотека, но все это притягивает, завораживает. Одна из песен была написана Александром Башлачевым и исполнена в стиле нью-металл. И аранжировка идеально легла. Молодец композитор Кирилл Таушкин. Сценография – аскетичная. Изначально на сцене несколько занавесок и небольшой телевизор. По ходу действия появляются скромные декорации, но они выглядят изящно, каждая деталь к месту. Ну, а что касается работы со светом, то на Таганке она всегда безупречна. За это респект Никите Черноусову. В первые несколько минут я пытался понять какой-то смысл. Потом бросил. Я не люблю Пелевина , все его умозаключения мне неинтересны. Я просто получал удовольствие от красоты. Я не пытался понять эти метафоры, образы, я просто наслаждался красотой. А когда к этому добавляется действительно сильная актерская игра – то удовольствие только усиливается. Хаотичный набор сцен, демонстрирующих разные моменты из жизни человека едущего в поезде. Вот ходит торговец, который предлагает купить ручки, самые разные, от зеленой ручки для школьников, до песни "Ручки" в исполнении группы "Вирус", вот поездной шулер, который предлагает сыграть в наперсток. (Совет зрителям – когда вас попросят угадать, под каким стаканом шарик – выбирайте средний. На пресс-показе шарик был именно там), вот неуклюжий стендапер, который пытается шутить на тему поездов. Вроде нет сюжетной линии, но все душевно, по-доброму. А финальная сцена, когда главный герой уходит через дверь в оранжевый туман, а вокруг него растут цветы – совершенно открыточная. Постеры можно делать и сразу на выставку. Первое место займут! Однозначный успех режиссера и сценографа Василины Харламовой. И однозначно очень бодрое и красивое начало сезона. Будем держать пальцы за то, чтобы в этом сезоне мы все насладились красотой.