Альбина Шагимуратова: Только после 40 я поняла, как, оказывается, надо петь
Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки переживает настоящее возрождение. После ухода из жизни выдающейся оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой старейшее музыкальное состязание надолго оказалось в забвении. Каким будет обновленный, 27-й по счету конкурс, ведущему телеканала «МИР 24» Григорию Заславскому в программе «Культ личности» рассказала заслуженная артистка России, председатель жюри Альбина Шагимуратова.
Вы в труппе Мариинского театра, а мы с вами встречаемся в Большом театре. Это так начинается конвергенция, синтез или как это можно назвать? С чем это связано?
- Да, я являюсь много лет солисткой Мариинского театра. Я живу на два города – Москва и Санкт-Петербург. Но я очень люблю Большой театр. Я пела на открытии исторической сцены, где мы сегодня находимся, в опере «Руслан и Людмила», в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова. На самом деле, Большой театр – родная для меня сцена. Я часто здесь выступаю. Недавно были гастроли Мариинского театра с оперой Беллини «Пуритане», которая никогда не звучала на сцене Большого театра. Я очень люблю Большой театр, поэтому я счастлива сегодня встретиться с вами именно в стенах этого легендарного театра.Тогда о конкурсе М. И. Глинки, если позволите. Это был знаменитый, очень авторитетный в свое время конкурс. Но, можно сказать, что на протяжении долгих лет он пребывал в забвении. Как удалось его возродить? Кому пришла в голову эта идея, и насколько это было сложным делом?
- Дело непростое. И действительно, это наш первый вокальный конкурс, возникший раньше, чем вокальный конкурс Чайковского. Это наистарейший конкурс основоположника нашей русской композиторской школы Михаила Ивановича Глинки. После ухода бессменного председателя жюри Ирины Константиновны Архиповой в 2010 году конкурс действительно ушел в забвение. И эта идея еще витала в воздухе перед пандемией. И несколько людей ко мне обращались с вопросом: «Не хотела ли бы ты возродиться?».
Как лауреат?
- Как лауреат этого конкурса, как победитель этого конкурса. Лауреат первой премии в 2005 году в городе Челябинск. Председателем была Ирина Константиновна Архипова. Она мне вручала эту первую премию. Это потом отдельная история, как она мне вручала и какие напутственные слова говорила. Конечно, это большое, огромное дело. Я его один раз провела в Казани в 2019 году в очень сжатые сроки. Этот конкурс все время при жизни Ирины Константиновны путешествовал по Советскому Союзу, потом по России, по разным городам. Поэтому сохранить географию этого конкурса в сегодняшнее время достаточно сложно. А так как в этом году мы празднуем юбилейный год Михаила Ивановича Глинки – 220 лет, мне посчастливилось провести этот конкурс, и меня поддержала огромная команда людей во главе с Любимовой Ольгой Борисовной – министром культуры во главе с президентским фондом культурных инициатив. И в этом уже 2024 году, в юбилейный год композитора – отца нашей русской музыки, состоится двадцать седьмой международный конкурс вокалистов имени Михаила Ивановича Глинки. Сложно, но преодолимо.
Конкурс международный, это означает, что и жюри будет международное. Кого вы пригласили в жюри?
- Да, конечно. Этот конкурс стал международным в 1995 году благодаря Ирине Константиновне. И состав жюри интернациональный. Это, конечно, будут члены жюри из Республики Беларусь, из Китая, из Азербайджана, из Республики Сербия. И будут очень разнообразные конкурсанты из всех стран. Мы получили более четырехсот заявок.
А какие изначальные условия? Это люди с вокальным образованием?
- Да, и не только окончившие, но и студенты третьих, четвертых, пятых курсов. Мы даже получили заявки из училища. И они поют здорово в восемнадцать, в девятнадцать лет. Есть уникальные голоса. И если изначально мы пропускаем на первый тур 60 человек, 30 мужчин, 30 женщин, то прослушав более четырехсот человек, я понимаю, как председатель жюри, что я пропущу гораздо больше. Мне очень хочется, чтобы на первом туре себя показали именно вживую. Мы отслушиваем по видеозаписи, а вживую будет немножко по-другому. Поэтому я дам возможность большему количеству участников приехать в Москву, выступить перед нами и показать себя.
А как вы определяете, что на видео поет именно этот человек, а не заводит какую-нибудь хорошую запись Козловского, хорошо подчистив ее?
- Это видно. Нет, это слышно, что певец сам поет. Человек пять-шесть из этого количества для меня – это претенденты на гран-при, и нам с жюри будет сложно.
Недавно я видел, как Игорь Угольников замечательно делает липсинг, попадает в артикуляцию. Есть такие профессионалы.
- Вы знаете, оперных артистов этому не учат. Мы все-таки стараемся в основном петь вживую. Я, как оперная певица, не люблю петь под плюс. Это гораздо сложнее, особенно если это съемки. И это совсем другое общение с залом.
Скажите, а как вы выстраиваете программу, например, для инструменталистов конкурса Чайковского? У вас есть обязательная программа?
- Конечно. И в первом туре, и во втором, особенно во втором. Я ничего не меняла как председатель жюри. Ту программу, которую я сама пела в 2005 году при Ирине Константиновне, и эту программу, создавала она сама, являясь председателем жюри более сорока лет. Она сама создавала обязательный романс Михаила Ивановича Глинки по типу голоса для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, баритона, арии.Конечно, я бы хотела услышать во втором туре обязательный романс. Например, «Финский залив» Михаил Ивановича Глинки в исполнении сопрано. А Арию, например, Каватину Людмилы из оперы «Руслана Людмила», или Каватину Антониды из «Жизнь за царя». Потому что Михаила Ивановича Глинку достаточно сложно петь. Это самый сложный композитор для певца. Он наш русский белькантист. И вообще русский язык очень сложен в пении, вы знаете. Для меня спеть на итальянском, на немецком, на французском гораздо проще, чем на родном русском.
А китайцы хорошо поют?
- Китайцы очень хорошо поют. И из Южной Кореи хорошо поют. Они произносят русские слова даже лучше, чем мы. Они молодцы, что настолько трепетно относятся к русскому слову. Я все понимаю, о чем они поют.
Вы уже сказали о том, что нынешний год – это год 220-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Специально для этого юбилейного года вы что-то придумали для конкурса Глинки?
- Впервые на открытие приедет Валерий Абисалович Гергиев с оркестром Мариинского театра. Он никогда не выступал, не открывал, не закрывал конкурсы. Мне кажется, это историческое событие для Валерия Абисаловича. И я очень рада, что он принял мое приглашение. В своем сложном графике он специально из Китая, где у него гастроли Мариинского театра, вырвется из Пекина, прилетит на два дня в Москву для того, чтобы открыть юбилейный год Михаила Ивановича Глинки. Этот конкурс, вы не поверите, открыл очень много имен: Владимир Атлантов, Гегам Григорян, Дмитрий Хворостовский, братья Абдразаковы, Любовь Петрова, Ольга Бородина. Ольгу Владимировну Бородину я пригласила в жюри. Посмотрите, какая огромная плеяда выдающихся имен.
Альбина, вы сейчас напомнили об этом, и я тут же вспомнил, сколько сил Ирина Константиновна приложила для того, чтобы популяризировать Хворостовского. Его первые концерты в Москве были с довольно тяжелым дыханием, а она в нем увидела талант и международный масштаб.
- Ирина Константиновна обладает удивительным чутьем. И для меня, как для председателя жюри, это большая задача увидеть потенциал. И я очень рада, что в 2019 году гран-при конкурса взяла Мария Баракова – выпускница молодежной программы Большого театра. И сейчас она золотая медалистка конкурса Чайковского. И я настояла, чтобы она в 21 год стала лауреаткой конкурса Чайковского. Я разговаривала с Владимиром Георгиевичем Уриным, чтобы он ее отпустил на конкурс Чайковского, так как я почувствовала, что на конкурсе Глинки – это будущая звезда.
Вы уже несколько раз говорили про молодого лауреата, про то, что есть совершенно невероятные, шикарные голоса в 18−19 лет. Если я правильно понимаю, традиционно считается, что классический голос выстраивается и отлаживается в каком-то более уже зрелом возрасте. Необходимо его воспитание на протяжении четырех-пяти лет. Можно ли сказать, что сегодня голоса стали формироваться раньше?
- Да, сейчас колоссальные требования к певцам, нежели в советское или постсоветское время. Я выиграла конкурс Чайковского в 26 лет, и все быстро закрутилось, буквально понеслось. Сейчас в 31−32 начинать международную оперную карьеру считается очень поздно. Хотя голос, вокальная природа созревают как раз к 33-м, к 35-ти. После своих 40-ка я поняла, как вообще, оказывается, надо петь. Вокал – это планета. Так же, как есть планета у Ирины Константиновны. Ведь на самом деле, есть планета в галактике, и она носит ее имя – Архипова. Так же и вокал – это космос. Ты все время поешь, твой голос развивается. Сегодня ты можешь спеть «Виолетту», а завтра можешь спеть «Тоску». Я, конечно, «Тоску» петь не буду. Может быть, я и смогла бы, но не буду. Потому что хочется продлить свой вокальный путь гораздо дольше. Это удивительная профессия. Это даже не профессия, это – жизнь.
Скажите, а на сцене Большого театра, когда и в чем можно будет вас услышать и увидеть?
- Хороший вопрос. Но это вопрос сейчас уже генеральному директору Валерию Абисаловичу Гергиеву.
Вы сейчас встретитесь на конкурсе Глинки.
- На самом деле, я сейчас уже на днях с ним встречаюсь, поскольку он приезжает с гастролями оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Я не так давно спела «Пуритане». Я пела здесь «Травиату», постановки Франчески Замбелло. Я пела Россини «Путешествие в Реймс». Очень веселая, легкая опера. Наконец-то в моем репертуаре появилась партия, которую можно спеть легко, не распеваясь.
Я очень желаю себе, и вам, конечно, но себе, может быть, даже в первую очередь, чтобы это случилось как можно скорее. Спасибо вам большое.
- Я вас обязательно приглашу.