Войти в почту

«Пиши, и все нормально будет»: «Деревянные киты» о новых песнях, борьбе с выгоранием и Азии

«Деревянные киты» — это инди-группа, которая появилась в Мурманске и постепенно стала одной из важных частей российской независимой сцены, очаровывая фанатов дрим-поп звучанием с элементами шугейза и не только. В этом году «Деревянные киты» стали одними из участников фестиваля Signal, который пройдет с 15 по 19 августа в Никола-Ленивце. В преддверии события мы поговорили с создательницей коллектива Светланой Матвеевой о новом альбоме, написании песен, борьбе с выгоранием, любви к Азии и многом другом.

«Пиши, и все нормально будет»: «Деревянные киты» о новых песнях, борьбе с выгоранием и Азии
© Go.zvuk.com

Как бы ты обозначила главную тему пластинки «Все, что я хочу сказать»?

— Со стороны смысловой это все про любовь, разбитое сердце, переживания. Все, что я несу в своей музыке, в принципе уже много-много лет. Со стороны музыкальной это история про поиск нового звука. Хотелось просто расти музыкально. И, мне кажется, мы растем.

Мне нравятся те вещи, которые у нас получились в пластинке. И хочется их еще больше. Активнее вылезать из привычного нам звука и больше экспериментировать.

© Предоставлено менеджментом артистов

Если говорить о новом звуке. Между прошлой записью «Супер» и новой прошло пять лет. По сути, группа уже подошла к альбому в обновленном составе. Как быстро у вас получилось сыграться? И как шла запись нового альбома?

— Время на сыгрывание точно было. Мы сразу делали новый материал. Буквально несколько месяцев мы перекладывали старый материал на новые синты, где-то чуть-чуть меняли аранжировки и сыгрывались. Где-то полгода это длилось. Мы сыграли несколько концертов, дальше все становилось гораздо проще.

Если говорить об альбоме, то какие-то песни мы писали по несколько месяцев. Последней композицией для релиза была «Японская». Она была сделана вообще за три дня. Я чувствую, что группа сейчас довольно хорошо сыгралась, и мы довольно свободно чувствуем себя, как мне кажется, друг с другом в музыкальном поиске.

© Предоставлено менеджментом артистов

Как пишутся композиции для «Деревянных китов»? Сначала рождается образ или какая-то строчка? Или ты наигрываешь что-то, мелодию или мотив?

После пандемии и различных других событий отпечатка винила — это достаточно сложная история. Недавно вы выпустили первый тираж своих альбомов. Расскажи, как вы печатаете свои пластинки?

— Я мало что могу на самом деле об этом рассказать, но сейчас у нас в инди-тусовке есть такой прекрасный лейбл Anchor Lights. Они очень много выпускают русской инди-сцены. От нас нужна только запись, и мы еще придумываем дизайн, который будет на конверте внутри пластинки. А все остальные технические вещи и затраты делает лейбл. Они большие молодцы!

Мы сейчас готовим уже третью пластинку. Планируем, что винил «Все, что я хочу сказать» выйдет в октябре.

© Предоставлено менеджментом артистов

Группа появилась в Мурманске. Расскажи, как сильно изменилась местная сцена спустя 6−7 лет с тех пор, как вы начали играть? Появились ли какие-то новые команды, площадки?

— К сожалению, ничего не могу сказать про Мурманск. Во-первых, я там уже не живу пять лет. Группа «Деревянные киты», получается, была, наверное, последней группой с большой аудиторией. На тот момент, когда мы играли, у нас была большая эмо-тусовка, она в основном вся перебралась в Питер. Группа «Нотэберд» перебралась в столицу. У нас еще была ниша абстрактного рэпа, проект «эхопрокуренныхподъездов» в их числе. Однако сейчас я вне контекста местной сцены.

Ты рассказывала о одном из интервью, что был момент, когда не хотела выступать на сцене, но постепенно это разрешилось. Какой бы ты совет дала музыкантам, как молодым, так и опытным, как преодолеть выгорание и снова полюбить выступления?

У вас сейчас очень активное концертное лето. Скажи, что ты больше всего любишь в турах и фестивальном лете, а что ненавидишь?

— Слава богу, туров у нас пока не было. Честно говоря, я не знаю, как я их вывезу, потому что для меня всегда переезды — это тяжело. Несколько концертов подряд — это тяжело.

Для меня каждый концерт — довольно большая физическая и эмоциональная нагрузка. Потому что я понимаю, что люди в основном идут за музыкой, из-за экспрессии, которая идет со стороны группы. И это важно. Я это делаю и искренне от души, и в то же время мне всегда важно, чтобы у всех был одинаково хороший опыт на нашем концерте. Максимум той отдачи, которую я могу дать.

Конечно, очень важно в таких вещах, в переездах, в концертах — это базовые потребности, чтобы ты поспал нормально, приехал ночью и саундчек прошел спокойно, без нервиков. Если чего-то из этого нет, то сразу гораздо сложнее. Я знаю по себе, что я буду гораздо тяжелее восстанавливаться потом. У нас был такой один не самый простой перелет в Пермь. После этого я очень сильно заболела. На это не всегда можешь повлиять. Вот это тяжело.

При этом мне безумно нравится ездить куда-то, мне безумно нравится играть с разными людьми, заводить новые знакомства. В Екатеринбурге вообще на наш концерт пришла группа «Курара», и это было очень круто. Екатеринбург классный был. Я туда вернусь! Я очень рада, что у нас есть в стране такие места.

Ты очень любишь азиатскую культуру. Расскажи, что именно тебя в ней привлекает?

На фестивале Signal один их хедлайнеров — Дельфин. Ты как-то рассказывала, что тебе нравился проект «Дубовый Гаайъ», в котором раньше играл Андрей Лысиков. Были ли моменты, когда ты встретила какого-то артиста, с которым давно хотела познакомиться?

— В целом эти ситуации как будто сейчас происходят регулярно. Я, наверное, может, не очень это все запоминаю, потому что много людей уже вокруг.

Недавно я пошла на концерт группы «Давай», потому что мне хотелось познакомиться, и я с ними познакомилась. Просто хочется узнать, понять, что за люди, прочувствовать вайб.

У меня очень много друзей-музыкантов, и это очень классный опыт, когда ты начинаешь с кем-то дружить, близко общаться и узнавать, как человек пишет песни. Ты можешь что-то у него узнать, кто-то может тебе подсказать важную штуку, которая может тебе помочь.

Например, так на меня повлиял Дмитрий Шугайкин из группы OQJAV. Я как-то Диме говорила о том, что в ступоре, не знаю, как писать дальше. Дима сказал мне довольно простую штуку: «Ты просто регулярно сиди и пиши. Вот если тебе надо написать, ты садись и пиши». Я с того момента реально постоянно так и делаю. Вот у меня прям есть время, снимаю студию с фортепиано на час или два, чтобы целенаправленно написать песню. Это работает! Три репетиции подряд у тебя ничего не напишется, а на четвертую что-то срабатывает и начинает писаться.

© Предоставлено менеджментом артистов

_А ты веришь в состояние вдохновения? _

— Конечно, оно бывает. Триггерится с каких-то вещей. Когда слышишь какие-то звуки или последовательности аккордов. Ты можешь с какой-то фразы вдохновиться.

У меня была песня недавно так написана, когда я просто проснулась — и уже с этой композицией в голове. Потому что до этого я играла на фортепиано, у меня была какая-то аккордовая последовательность в сознании. Она у меня крутилась, потом я легла спать, проснулась, а мне, пока я спала, какой-то сон снился с этой штукой.

© Предоставлено менеджментом артистов

Кстати, о творческом процессе. Сейчас вот много разговоров о нейросетях: кто-то из артистов активно пользуется, и говорят о том, что это благо. Другие же считают, что роботы мешают человеческому творчеству. Что ты думаешь?

— Лично я никак пока еще не нашла вариант, как можно это применять. Единственное, чем я могу пользоваться, это генератором рифмы, чтобы стриггериться на слово. Например, вот здесь фраза, и думаю, как ее применить? Какие к этому слову еще слова подходят? Куда дальше развить?

Раньше людей пугали музыкальными редакторами. Вроде Ableton или FL Studio. И что? Никак это не заменило живые инструменты. Я думаю, что правильные руки и применение сделают все как надо.

Может, помнишь какой-то особенный подарок или сообщение от фанатов?

У нас есть песня «Тебе спасибо». Она довольно трагичная. Я помню, когда она вышла, люди мне начали писать о том, что им она помогала проживать тяжелые вещи, связанные со смертью близких.

В целом, так бывает, когда ты пишешь что-то такое про себя, про свои очень тяжелые, болезненные переживания, которые сложно прожить. Это немножко замкнутая на себе история, потому что я немного замкнута на себе.

© Предоставлено менеджментом артистов

Я пишу, потому что мне хочется рассказать о том, что у меня происходит. Чтобы меня услышал конкретный человек или еще что-то. Песня выходит в люди, они слушают, и такие: «Света, ты говоришь такими словами, которые мне помогают все прочувствовать и прожить». Это звучит, с одной стороны, абстрактно, но с другой — для меня это важно. Потому что я всегда очень стыжусь своих больших болей и чувств.

При этом я не могу не писать, и это такая полярная дуальность. С одной стороны, ты не можешь не писать, с другой — ты кринжуешь сам от себя. Ты выдаешь эту смесь стыда и боли, а люди потом приходят и говорят: «Спасибо за то, что вы делаете». И я про себя думаю: «Все хорошо, Свет, пиши, и все нормально будет. Это кому-то нужно».

Что такое HiFi-стриминг Звук, и как пользоваться всеми преимуществами его подписки

Сюзанна и Никита Каменский в новом видеоподкасте Звука: об отношении к старому творчеству, записи музыки и концертах

«Красота в простоте»: Settlers об экспериментах, традиционной песне и любимой музыке

Ты — космос: AsteraSounds о Цое, музыке ИИ и «виртуальности» на концертах