Войти в почту

Найти "своего дракона". Как режиссер благодаря полярным динозаврам полюбила Якутию

Сказки о Севере

Найти "своего дракона". Как режиссер благодаря полярным динозаврам полюбила Якутию
© ТАСС

В интересе к далекому арктическому региону Кудряшова не видит какого-то "сумасшедшего катаклизма". "Санкт-Петербург — это тоже северный город, в котором собраны центры изучения Арктики. Несмотря на то что я родилась в Санкт-Петербурге, меня воспитала бабушка Галина (Агриппина) Семеновна Сорокина, которая приехала из Туры (Красноярский край — прим. ТАСС), чтобы со мной заниматься, — рассказывает Мила. — Многое передалось от ее воспитания и бесконечных рассказов о Севере, северных легенд и историй о жизни эвенков. Бабушка была хорошим рассказчиком, а я — благодарным слушателем".

К ним в Петербург часто приезжали гости с Севера, привозили игрушки из оленьей шкуры, фотографии с охотой, тайгой, бескрайними лесами, а еще угощения из рыбы и оленины. "Так что о Севере я знала с детства", — подчеркивает Кудряшова.

Мила и свою родословную связывает с Сибирью и Севером. "У моей бабушки мать — хакаска, а отец — чалдон, представитель коренных русских в Сибири и их потомков. Раскулачивание не миновало мою семью, потому что у них было крепкое хозяйство", — продолжает режиссер.

Бабушка Милы родилась в красноярском селе Крутом, но с 1939 по 1975 год жила в Эвенкии, куда отправилась как фельдшер по программе "Красный чум". Позднее история бабушки станет основой интереса к проекту "Женский голос Арктики". "Конечно, это личный проект, он посвящен моей бабушке, которая всю жизнь занималась тем, что помогала, лечила кочевые народы", — делится Мила Кудряшова.

Сменила Канн на "разные края"

После окончания школы у Милы был сложный выбор между филфаком и журфаком СПбГУ. Со второй попытки поступила на журфак. "Мы все были амбициозны в нашем гуманитарном классе, поэтому шли туда, где сложнее", — объясняет она.

Еще в студенчестве Мила пришла работать в кино. В первом же проекте столкнулась с легендой — фильмом "Особенности национальной рыбалки", в 1998-м снимала фильм о фильме.

"Тогда такого жанра еще не было, но мы должны были что-то такое наснимать, что потом осталось у нас на память. И фильм был хороший, и компания славная. Так и осталась в кино", — вспоминает Мила.

Далее совмещала работу в журналистике и кино, писала в газеты. Пребывание на съемочной площадке стало для нее обыденностью. Работала на канале ТНТ, где вышли "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности".

Благодаря работе в продюсерской компании участвовала в крупных международных фестивалях в Берлине, Канне, Венеции. "На каком-то этапе я поняла, что, наверное, огромные проекты, в которых я участвую, — это очень интересно, но я все же в продюсерской группе, и мы, ну, работаем на чужого дядю — он не добрый, не злой, он просто чужой. И, как только я это поняла, сменила туры в Канн и Берлин на поездки в разные края".

Первым таким краем стал Пермский, где на берегу Камы снимали документальный фильм "Оханский слон" о палеонтологической экспедиции. "Динозавры появились из-за моего желания понять, кто такие герои Спилберга, что было бы с ними, если бы они жили в России и искали динозавров", — вспоминает Мила.

Проводником в мир динозавров в Якутии стал палеонтолог из Санкт-Петербургского университета, доктор биологических наук Павел Скучас. Фильм рассказывает о группе ученых, которые вели раскопки на берегу ручья Тээтэ в Сунтарском улусе Якутии. За это время они нашли останки стегозавра и зубы гигантского растительноядного завропода, который считается самым северным из найденных.

Главное открытие палеонтологов — рефугиум, своеобразный природный заповедник животных, которые уже вымерли в других регионах мира, но продолжали жить на территории современной Якутии.

Проект за проектом

Тогда Милу в отдаленную таежную местность не взяли из-за очень сложных условий, которые она бы могла не выдержать (труднодоступная местность находится примерно в 100 км от села Хоро Сунтарского улуса, добираются туда на лошадях или вездеходах), поехал только ее оператор Иван Семенов. В это время она изучала мифологию якутских драконов, отмечая их сходство с динозаврами. Среди участников фильма была арт-менеджер Лена Васильева, которая была куратором проекта. Лена изучает эпосы древних народов и современное мифотворчество, а также традиционные якутские легенды о древних чудовищах. Она и стала одной из главных героинь фильма.

"Через ее видение мы открывали мир якутского эпоса олонхо. Это было мое первое прикосновение к эпосу, к мифологии, к существам, образам. Фильм стал не просто научно-популярным, он вышел в жанре креативной документалистики, поскольку мы использовали работы художников".

Каждый проект порождает новый, встреча с людьми приводит к каким-то совершенно потаенным темам, которые хочется раскрыть, объясняет Мила. Знакомство с якутским режиссером-авангардистом Сергеем Потаповым привело к съемкам фильма "Потапов@doc". Последний познакомил Милу с этно-певицей Валентиной Романовой-Чыскыырай. Про нее режиссер сняла картину "Чыскыырай". "Если бы я не познакомилась с Валей, она не написала музыку к фильму "Женский голос Арктики" и не было бы 90 минут путешествия с Валей в музыкальный "космос", — говорит Мила.

Сейчас, к своим 49, режиссер стала стремиться к более значимым, общечеловеческим темам. Например, фильм "Мозг. Традиция. Мечта" объединяет нескольких героев. Проект "Театр Боотура" родился из детского интереса к миру закулисья. Он рассказывает о становлении якутского театра ХХI века, который базируется на традиции и развивается благодаря новейшим технологиям и идеям. Еще режиссер и продюсер работает над фильмом "Круговорот" — о круговом якутском танце осуохай.

Картины Кудряшовой снимаются не только в Якутии, но и за ее пределами. Например, съемки фильма "Женский голос Арктики" также проходили в Красноярском крае, Ленинградской области и даже в Оксфорде. Лента "Кочующий музей" рассказывает о группе якутских музейщиков, которая едет в Санкт-Петербург и думает, как их примут, что надо показать, и что из этого получается. Фильм про Чыскыырай снимали не только в Якутии, но и в Архангельске, и в Казахстане. "Все проекты у меня межрегиональные, но они связаны с якутской культурой, якутскими героями, поэтому кажется, что я сижу только в Якутии", — улыбается Мила.

Еще один ее принцип — фильмы снимаются на якутском языке. "Мы потом переведем, что они говорили. Главное, чтобы герои вели себя естественно. Если есть какая-то информация, на которую мне надо направить, заострить внимание, конечно, мне подсказывают оператор, звукооператор, креативный продюсер", — подчеркивает Мила.

Главное — не прекращать мечтать

"Я видела много фильмов моих зарубежных коллег про Санкт-Петербург — про те места, где я живу, где родилась. И я смотрю, как-то они все это по-другому подают. Например, моя голландская коллега показала историю одной семьи через коробку с их старой обувью, которая хранилась на чердаке дачи. Я бы до этого не додумалась, потому что у меня самой есть такая коробка на моей даче. Я это знаю, я к этому привыкла, я этого не вижу", — говорит режиссер.

Тот же принцип работает и наоборот. "В Якутии я вижу то, что не похоже на мой мир, вижу это резче — оптика иначе настроена. С другой стороны, любой якутский талантливый режиссер-документалист снимет фильм о Санкт-Петербурге так, что я ахну, потому что он увидит места и локации незамыленным взглядом", — считает она.

Студия Милы называется "Увидеть море". "Я люблю море, я морской житель. Могу там лежать, смотреть, считать, главное, чтобы оно было. Люблю ходить под парусами, на кораблях, на яхтах, на старых судах. Вместе с финской командой уже ходила под парусами на Ботаническом заливе, была членом сообщества сохранения морских традиций в Финляндии", — объясняет Кудряшова.

"Хочу, чтобы после проектов не было опустошения, чтобы было все "впервые и вновь". Обязательно после каждого проекта нужно переключение, отдых, другая тема, море. Очень хочется быть всегда пассионарием, не привыкать. Моя главная мечта — не прекращать мечтать, не успокаиваться. У меня, кстати, об этом и фильм "Мой личный дракон". Эта картина не про драконов и динозавров, это про тот внутренний движок, который не дает нам успокоиться и провоцирует на мечту", — заключает режиссер.

Дмитрий Осипов