Стиляга с саксофоном. Открылась выставка к 90-летию Георгия Гараняна
На этой выставке музыка не фон, она часть экспозиции: в зале нон-стоп звучат энергичные наигрыши джазовых хитов, мелодии из фильмов, с первых нот узнаваемые в исполнении оркестров, тромбон идет за скрипками, барабаны за флейтами... Невольно отмечаешь слаженность, выстроенность, чистоту звука - будто ты слушаешь идеальную музыкальную машину, у которой по определению не бывает сбоев. Так звучали ансамбли и оркестры под управлением Гараняна и на сцене.
"Приборы точной механики" - так в дипломе московского Станкина, украшающего начало выставки "Легенды джаза. Георгий Гаранян" в Музее Сергея Прокофьева, звучит специальность, которой обучался Гаранян. Отец считал, что сын должен быть по меньшей мере инженером. Увы, не сохранилось фото саксофониста среди таких же, как он, студентов, набранных в Молодежный оркестр ЦДРИ композитором Юрием Саульским, муштровавшим любителей, добиваясь от них (а Гаранян осваивал инструмент самостоятельно) профессионального звучания. Оркестр успешно выступил в 57-м на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве - и вот афиша гастролей оркестра под управлением Олега Лундстрема: ученика Саульского взяли в самый, наверное, профессиональный коллектив 50-60-х...
Выставка собиралась по всей Москве, и ее основой стала коллекция Московского музея музыки и семейного архива Гаранянов. Заходя в зал, сразу видишь саксофоны - Selmer 30-х годов, рабочий инструмент музыканта из раздела постоянной экспозиции музея "Музыкальные инструменты народов мира" - и золотистая Yamaha, с которой Гаранян любил фотографироваться. Вокруг нее - коллекция концертных галстуков и бабочек из семейной коллекции - он был стилягой с саксом и на сцене, и в жизни, даже во времена дефицита умудрялся, по словам вдовы музыканта Нелли Гаранян, находить яркие, необычные вещи. На стенах пластинки - поначалу чужие, с записями тех, кого музыкант боготворил и на кого равнялся. Следом уже гараняновские записи. В центре зала организована небольшая сценическая площадка, тут инструменты, выдававшие тот самый идеальный саунд ансамбля "Мелодия": парящие в воздухе духовые, внизу клавишные, контрабас, гитара... Для барабанов места, увы, не хватило.
"Перед концертами он иногда лично "выставлял" звук и говорил звукорежиссеру - ты, пожалуйста, ничего тут не трогай", - вспоминает Нелли Гаранян.
Вот еще один документ - удостоверение об окончании дирижерских курсов, которые Гаранян закончил экстерном: для работы в оркестре кинематографии требовался документ о профессиональном образовании. Он написал музыку к десяткам фильмов, среди которых "Покровские ворота" и "Рецепт ее молодости". Его имя как дирижера или солиста вписано в титры еще двух сотен кинокартин. Свой опыт он вложил в учебное пособие по аранжировке, которое позже стало учебником, выдержавшим несколько переизданий, ставшее настольной книгой для джазменов и экспонатом выставки "Легенды джаза. Георгий Гаранян".
"Я помню, как нашел эту книжку в библиотеке оркестра во время службы в армии. Начал читать. А потом я ее не просто читал, я с ней, можно сказать, спал", - говорил на вернисаже народный артист России Сергей Жилин.
Композитор - это не тот, кто играет свою музыку. А тот, музыку которого играют другие, был уверен Гаранян. На выставке много рукописей с его аранжировками и пьесами - а некоторые его произведения открываются публике в исполнении нынешних джазовых музыкантов.
"Готовясь к юбилею, мы нашли ноты "Дивертисмента" Георгия Арамовича - и это абсолютный авангард!" - говорит Овагем Султанян, саксофонист Биг-бенда Георгия Гараняна. Коллектив был создан в 2006 году на основе ансамбля "Мелодия", и сегодня активно концертирует.