На фестиваль Signal выступили почти 2500 сольных артистов, групп и диджеев

Если долго ехать по трассе, а потом по нешироким проселочным дорогам, то и попадаешь на Signal в Никола-Ленивец. То ли в новую сказку в лесу, украшенном причудливыми световыми эффектами и проекциями. То ли в мечту о будущем - где новые технологии, невероятные музыкальные тембры, световые шоу, уводящие за грани реальности, парящие в пространстве сцены и аудиовизуальные инсталляции с погружениями в иные времена. Вроде даже и подходить-то страшно, а войдешь - и обратно уже не хочется. Мекка для изобретателей, искусственного интеллекта, писателей-фантастов и лучшей электронной музыки - от эйсид-джаза и хауса до drum-n-base, техно, бедрум-поп, нью-эйдж и индастриала, собранных со всей России.

На фестиваль Signal выступили почти 2500 сольных артистов, групп и диджеев
© Российская Газета

За четыре дня в этом напичканном аппаратурой, лазерами, технологиями и новыми идеями лесу в Калужской области выступили почти 2500 сольных артистов, проектов, групп и диджеев. И только сюда, на единственный open-air летнего сезона в России, уже приехали музыканты, и технократы, и саунд-продюсеры из 10 стран мира: Германии, Франции, Японии, Южной Кореи, Индонезии, Аргентины и даже из Уганды. А из США пожаловали даже представители культовой калифорнийской рекорд-компании Not Not Fun, в шоукейс которых выступали Shine Grooves, Frunk29, Forgiveness. Ну а в свободное время гости бродили по огромной территории Николы-Ленивца, где обнаружили даже шатры просветительской инициативы Academy и театрально-поэтическую сцену Cirque, где уже и музыка, и стихи, и эксперименты со звуком и словом…

Здесь было много необычного. Даже въезд на территорию звучный - через деревню Звизжи. Где вы еще знавали такие названия? Местные жители, кстати, сориентировались в ситуации. Организаторы выдавали им наклейки на парковку и проезд в леса, где они обычно собирают грибы и ягоды. И окрестные водители оставили на фестивальные дни машины дома. А наклейки продавали приезжающим меломанам за три-пять тысяч рублей, бонусом шла инструкция - как проехать и где встать. Чтоб заодно и не заблудиться… Тоже дело важное. Друзья из известной концертной компании Санкт-Петербурга напомнили обозревателю "РГ", что в прошлом году на этот фестиваль уехал их специалист отдела SMM. Писал им оттуда, что понравилось. И с тех пор не вернулся. Мол, если встречу его, чтоб напомнил, "что дома ждут"…

На фестивале Signal можно было снять мысли зрителей и превратить их в аудиовизуальные образы

А в этом году интересной музыки, технологий и идей оказалось так много, что построили сразу восемь сцен. Главная - Meadow, была разработана с инсталляцией и аудиовизуальным перформансом - чтобы показать общую орбиту всех музыкантов Signal-2024. Здесь и выступило большинство звезд электронной музыки, или артистов смежных актуальных и умных жанров.

Среди хэдлайнеров были и ЛАУД, играющие поп-музыку нового поколения, основа которой хип-хоп плюс веяния разных креативных жанров. Перед своим сетом парни из Уфы рассказали, как побывали на днях в госпитале Доктора Лизы, где восстанавливается немало детей из ДНР и ЛНР. Дарили им подарки, играли свою музыку, даже рисовали и танцевали вместе с ними. Спел и рекордно востребованный на фестивалях этого лета Найк Борзов (скоро он поедет и на "Рок над Амуром" в Хабаровск) , сделав акцент не только на живой звук и гитары, но и на электронику (в этом он тоже мастер). А "Деревянные киты" соединили напористый драм-энд-бейс с капризными интонациями женского вокала и стремительными экскурсиями то в гранж, то в рэпкор, то в дрим-поп. Очень хороша была группа Tengger из Южной Кореи, с обволакивающим женским вокалом и уникальным сочетанием ориентальной музыки, этники и затейливых электронных битов. Выступил и "Альянс": романтика, new wave 80-х и космические тембры. А Дельфин представил новый альбом "Бензин" своего проекта "Механический пес" и был сосредоточен за пультом: минимализм, дарк-техно, даб, возникающие откуда-то сверху реплики - тоже интересно.

Были и вовсе удивительные сцены. Ghosty - среди зарослей леса - для неспешного восприятия музыки и видеоконтента, в горизонтальном, задумчивом положении - вместо танцпола под сценой оказались лежаки из досок. А от сцены Prizma лучи лазеров затейливо преломлялись и в небе и в чаще леса, где начинала видеться пирамида и архитектурные объекты, созданные мыслью дизайнера.

Музыкальной на Signal-2024 оказалась даже баня, возведенная в лесу: за ее посетителями сверху подсматривали кроны деревьев. Одни названия получасовых процедур чего стоили: "трансовое парение", "утренний цигун", "вечерний релакс", "звукотерапия". И даже по цене 2000 рублей за полчаса билеты быстро закончились. А скроенный почти как изба будущего павильон T-LAB из клееного бруса оказался лабораторией технологичных экспериментов. Например, после взаимодействия с нейроинтерфейсом NeuroLab технологии могли снять мысли любого человека и превратить их в аудиовизуальные образы.

Но немногие воспользовались. Ведь наши мысли были и так понятны: лишь бы - этот праздник музыки, науки и дизайна Signal - продолжался подольше!