Редакционный директор журнала "КиноРепортер" Мария Лемешева: "Киносказка - это билет в детство"
Сегодня хэдлайнером российской киноиндустрии стали сказки - это самый перспективный, самый активно развивающийся жанр, в который влюблены без исключения все: и зрители, и кинематографисты.
Причины такого ажиотажа понятны: сказка - это не просто набор забавных приключений с вымышленными героями. Это билет в детство, в тот дивный мир, когда деревья были большими, а проблемы маленькими.
Более того: сказка визуализирует наш глубинный культурный код и как бы оживляет ту невидимую нить, которая связывает нас с предыдущими поколениями. И, конечно, это развернутая метафора, удовлетворяющая наше врожденное чувство справедливости: ведь в сказке добро всегда побеждает зло. Поэтому аудитория у киносказок огромная: это не только дети и их мамы-папы в качестве сопровождающих. Это влюбленные пары, это компании друзей и подруг, и даже пенсионеры, давно забывшие дорогу в кинотеатр, но решившие изменить своим привычкам и предубеждениям ради киносказки. И т.д.
Интерес представителей киноиндустрии тоже легко объясним. С одной стороны, на него влияет огромный кассовый потенциал этого жанра (ведь аудитория максимально широкая). С другой, сказка, несмотря на серьезную дороговизну в производстве, дает отличный материал для создания роскошного визуального зрелища - и пределов для фантазии в данном случае нет. Также она помогает кинематографистам актуализировать советское кино-наследие и стать к нему ближе: продюсеры и режиссеры заново открывают для себя шедевры Александра Роу, Александра Птушко и других.
Поэтому к "Ночи кино" я составила подборку лучших (и самых любимых) киносказок, вышедших на экраны в последние несколько лет - такие фильмы можно пересматривать бесконечно, и без каких-либо поводов. Сразу скажу, что взрослые версии в текст не вошли, хотя в этом поджанре тоже есть много интересных проектов, например, сериал "Волшебный участок" от Okko режиссера Степана Гордеева. Шоу такого рода - наглядное доказательство того, что мы не спешим рвать пуповину, связывающую нас с нашим детством, поэтому берем с собой во взрослую жизнь хорошо знакомых и любимых фольклорных героев: Кощея, Бабу-Ягу, Горыныча и многих других. Оказавшись в сегодняшнем дне, персонажи стремительно меняются: Кощей может стать альтернативной версией интернета, Горыныч страдает от психического расстройства личности и т.д. В итоге на экране получается симпатичное и безбашенное хулиганство, отсылающее нас к нашим культурным корням.
Также нельзя не сказать, что эта подборка - лишь вершина айсберга. Впереди нас ждет целая россыпь ярчайших киносказок. Это "Огниво" Александра Войтинского, "Волшебник Изумрудного города" и "Буратино" Игоря Волошина, "Василиса и хранители времени" Павла Лунгина, "Молодая Яга" Кима Дружинина, "Сказка о царе Салтане" Сарика Андреасяна, "Руслан и Людмила" Егора Чичканова и многие другие.
1. "Бременские музыканты", режиссер Алексей Нужный
"Бременские музыканты" - один из тех проектов, не снять который было попросту невозможно. В нашей стране нет человека, которых хотя бы раз в жизни не пел "Ничего на свете лучше нету" или не плакал, слушая "Луч солнца золотого". На песнях Гладкова и Энтина выросло несколько поколений - и все они помнят и любят историю Трубадура и Принцессы, которая "такая-сякая сбежала из дворца". Поэтому появление современной игровой версии было лишь делом времени. Должны были найтись смельчаки, которые не побоятся взяться за эту махину. Такими "храбрецами" оказались Алексей Нужный и продюсеры кинокомпании "ТРИТЭ" Никиты Михалкова, сумевшие, с одной стороны, сохранить атмосферу оригинала, а с другой, написать совершенно оригинальный сценарий и дать новую трактовку любимейшим с детства героям. Другой безусловной победой киномюзикла стал саундтрек: к классическим хитам добавились свежие песни, написанные Максом Фадеевым.
2. Франшиза "Последний богатырь", режиссер Дмитрий Дьяченко
Когда в 2017-м году вышла первая часть франшизы, никто и не думал, что у проекта будет настолько долгая и счастливая жизнь. Изначально "Последний богатырь" воспринимался как милый капустник, в которой главной изюминкой были сказочные персонажи: Баба-Яга, Кощей и т.д. При этом история имеет отношение ко дню сегодняшнему: связующим звеном между мирами (нашим и сказочным) стал экстрасенс-недоучка, который как бы случайно оказывается в волшебном Белогорье.
Как бы то ни было, злоключения это симпатичного неудачника аудитория приняла "на ура", поэтому сразу же началась разработка сиквела. Сейчас "Последний богатырь" - это огромная киновселенная, в которую входит три полнометражных фильма, сериал "Последний богатырь. Наследие" (выйдет уже совсем скоро в онлайн-кинотеатрах) и спин-офф "Финист. Первый богатырь" (стартует в прокате с 1 января 2025-го года).
3. "Чебурашка", режиссер Дмитрий Дьяченко
Еще одна безусловная победа российской киноиндустрии. Экранизация истории об ушастом любимце миллионов была, конечно, делом рискованным: нужно было найти баланс между канонической версией и новым воплощением. Дмитрию Дьяченко и кинокомпании Yellow, Black and White это удалось: яркая картинка, невероятно обаятельные персонажи, милота, ностальгия и драйв заставили всех нас заново влюбиться в этого лохматого шалопая. Фильм стал рекордсменом по сборам: в его копилке более 7 миллиардов рублей, и сиквел, который, кстати, не за горами, имеет все шансы этот рекорд побить. Не зря, мы признали Чебурашку "Героем года" на нашей премии "Событие года"
4. Проекты анимационной студии "Мельница" (франшизы "Иван Царевич и Серый волк", "Три богатыря")
Старожилы нашего рейтинга - проекты анимационной студии "Мельница". Первопроходцем стал "Алеша Попович и Тугарин Змей", вышедший в 2004-м году, открыв дорогу многочисленным сиквелам, которых уже более десяти. Милые и смешные истории про богатырей, пересказанные на современный лад, не просто мгновенно становились хитами: они буквально перекроили мир отечественной анимации, доказав, что на российские полнометражные анимационные фильмы могут быть гигантские очереди в кинотеатрах.
Эстафетную палочку подхватил "Иван Царевич и Серый Волк", выведший проекты "Мельницы" на новый уровень юмора и самоиронии. Это неудивительно, ведь авторами оригинального мультфильма (и нескольких сиквелов) стали участники "Квартета И", чьи шутки и ироничное восприятие мира очень близки потенциальной аудитории. При этом главный принцип работы с фольклорным материалом остался прежним: сценаристы берут архетипичных персонажей из русских сказок и трансформируют их, исходя из особенностей мышления современного человека.
5. Проекты анимационной студии "Рики" ("Смешарики")
Любопытно, но один из самых известных российских анимационных сериалов - ровесник "Богатырей". "Смешарики" стартовали в том же 2004-м году - и тоже мгновенно влюбили в себя детей и взрослых. При этом одна из главных ценностей проекта в том, что он не использует известных нам с детства персонажей, а дарит абсолютно оригинальных: неугомонные Крош, Ежик, Нюша, Бараш, Лосяш и другие попадают в понятные каждому малышу ситуации, но учат не унывать, а искать правильные решения.
6. "По щучьему велению", режиссер Александр Войтинский
Добряк Емеля, разъезжающий на печи и мечтающий жениться на принцессе - один из любимых героев российского фольклора. Его история созвучна нашему менталитету: простак поднимается по социальной лестнице не корысти ради, а благодаря своему доброму сердцу и готовности помогать любому живому существу, оказавшемуся в трудной ситуации. Плюс эта сказка невероятно киногенична, что впервые доказал Александр Роу в 1938-м году. Не утратила она своей актуальности и сегодня: проект Войтинского - это ярчайшее и увлекательное действо, в котором сказочные элементы отлично сочетаются с динамичной подачей материала, свойственной современному кинематографу. Плюс "По щучьему велению" снят с огромным уважением к советскому кино-наследию, что ощущается в работе художников и в создании персонажей - колоритных и узнаваемых.
7. "Летучий корабль", режиссер Илья Учитель
"Летучий корабль" - еще один современный кинопроект, созданный на основе любимого анимационного хита из нашего детства. И, как и в случае с "Бременскими музыкантами", его создатели не побоялись идти на риск: они не стали превращать игровую полнометражную версию в послушную копию оригинала, а придумали абсолютно самостоятельный сюжет и не поскупились на яркие краски. Правда, новых песен в фильме вы не услышите: продюсеры не стали сотрудничать с современными композиторами, а сделали ремиксы известных поп-хитов. Является ли такой подход беспроигрышным - вопрос спорный, но, в любом случае, "Летучий корабль" Ильи Учителя заслуживает самого пристального внимания аудитории.
8. "Баба-Яга спасает мир", режиссер Карен Захаров
Киносказка - тот жанр, который требует больших бюджетов, но бывают и счастливые исключения. Одно из них - проект Карена Захарова "Баба-Яга спасает мир". В нем любимейшая фольклорная героиня вынужденно выбирается из своего сказочного леса - и внезапно оказывается в современном городе, который живет по совершенно неведомым ей законам. Старушке нужно не только приспособиться к новым правилам игры, но и найти волшебный дивноцвет, без которого ее мир погибнет навсегда.
Бюджет фильма - примерно 150 миллионов рублей, по меркам жанра это (без преувеличения) крохи. Тем не менее, сумма сборов превысила расходы в 4.5 раза (касса "Бабы-Яги" - 680 миллионов), что огромная редкость для отечественного кино. Плюс зрители искренне полюбили это кино - прежде всего потому, что оно актуализировало образ Бабы-Яги, впустив эту сказочную героиню в нашу реальность. Ведь кто из нас в детстве не мечтал встретить наяву персонажей из сказки?! Фильм Захарова позволил нам приблизиться к этой мечте.
9. "Конек-Горбунок", режиссер Олег Погодин
Производство "Конька-Горбунка" стартовало за несколько лет до того, как в нашей киноиндустрии начался "сказочный бум", поэтому его создателей вполне можно назвать первопроходцами. С этим связаны и незначительные огрехи в компьютерной графике: с проектами такого масштаба наши продакшны еще не сталкивались, поэтому без мелких недочетов не обошлось. Тем не менее, зрители "Горбунка" полюбили: за безбашенный нрав, красочную картинку, отличный каст и за неиссякаемое жизнелюбие персонажей.
10. "Тайна печати дракона", режиссер Олег Степченко
Один из путей развития отечественной киноиндустрии - это копродукция с другими странами. Китай в качестве потенциального партнера в этом случае особенно интересен, ведь у наших киноиндустрий давние связи (кинопроизводство КНР начало формироваться в начале 50-х под сильным влиянием советских режиссеров). Плюс фестивали российского кино регулярно проводятся в Поднебесной, поэтому с нашими новинками китайский зритель немного знаком. Да и опыт сотрудничества с Китаем у российских кинематографистов уже есть, причем первым большим проектом стала именно сказка - "Тайна печати дракона", в которой снялись Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер. И пусть без огрехов в данном случае все-таки не обошлось (блокбастер трудно назвать идеальным), мы получили эффектный приключенческий фильм с яркими поворотами сюжета и запоминающимися батальными сценами, выполненными в этническом стиле.