Войти в почту

Какие неигровые фильмы и сериалы нас ждут и почему на них есть спрос

В России бум документального кино. Исполнительный директор Института развития интернета Елена Лапина рассказала, что ИРИ поддержал уже 150 документальных сериалов. Поддержку кинематографистам в этом направлении оказывают также Фонд поддержки регионального кино, Президентский фонд культурных инициатив, минкультуры, частные инвесторы.

Какие неигровые фильмы и сериалы нас ждут и почему на них есть спрос
© ТАСС

Раньше снимать неигровое кино было невыгодно, если бюджет не превышал 500 тыс. рублей. Сейчас бюджеты возросли и пропорционально повысилось качество фильмов. Документальные фильмы стали выходить в прокат наряду с игровыми. Появился и новый вид неигрового кино - фильмы и сериалы стриминговых платформ. Это не телевизионный док в чистом виде, и не авторский, а смесь и того, и другого.

В Москве во второй раз прошел Фестиваль документального контента стриминговых платформ Оriginal+Doc. Он включил в себя 9 кинофестивалей на любой вкус - от Фестиваля уличного кино, молодежного кино "Высоко" и международного "Дни короткометражного кино" до KONIK FILM FESTIVAL. Документальные фильмы и сериалы были практически на каждом кинофестивале, более того, в деловой программе Недели кино были сессии, посвященные именно этому направлению, - так оно сейчас востребовано. Расскажу лишь об одном фестивале - информацию об остальных можно найти на нашем сайте.

Фильм "Дедлайн" вырос из сериала. Он о том, что молодым можно быть в любом возрасте.

В конкурсе второго Оriginal+Doc было 12 премьер - новейшие проекты крупнейших стриминговых платформ страны - Okko, Kion, Wink, Start, Premier, "Кинопоиск", "Смотрим", Kino1TV, Rutube, RT.doc, Amediateka. Зрители побывали на премьере картины о писательнице, драматурге и эссеисте Зое Богуславской ("Золотой век Зои Богуславской"). Смотрели кинотеатральную версию документальной ленты "Дедлайн" - о людях возраста 60+, которые становятся блогерами, моделями, актерами и даже стендаперами. Проект "Земля виноделов" - о богатых традициях нашей страны в этом направлении. Сразу несколько картин посвящены путешествиям - они открыли для зрителей новые, удивительные миры: "Карбас", "Северный морской путь", "Кислород 2. Эверест", "Право женщин на море".

На фестивале было две площадки - внутри, в кинотеатре в Музее Москвы, и во дворе, где специально оборудовали экран. Когда летним августовским днем на экране "поплыли" корабли - ледоколы из картины "Северный морской путь" и зритель смог побывать сразу в двух измерениях, это было удивительно. Спектр тем в конкурсных картинах был широк: также - спорт, психология, традиции и обычаи. Герои каждого фильма - люди, сумевшие подняться над обстоятельствами и сделать свою жизнь насыщеннее и осмысленнее. И все это отражает направление: о чем снимают оригинальное кино российские интернет-платформы.

В конкурсе был сериал "Эдем. Рай на земле" - о монастырских садах в России. Также - сериал о тревожных расстройствах у современной молодежи "Со всеми бывает".

В фильме "Жванецкий" произведения писателясатирика читает даже Николай Валуев. Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля Original+Doc

Чтобы повысить интерес к документальному кино, организаторы придумали делать во дворе мероприятия, посвященные отдельным фильмам, это своеобразная дополненная реальность. Так, можно было сфотографироваться с моделями, которым за 60, почитать отрывки из романа "Анна Каренина" Льва Толстого - сериал "Тайны Карениной", с которого начались показы, основан на книге нашего коллеги Павла Басинского "Подлинная история Анны Карениной". Читали произведения Михаила Жванецкого - на спецпоказе фестиваля была премьера нового фильма "Жванецкий", стихотворения Андрея Вознесенского - был мастер-класс для чтецов. Как продолжение фильма "Зураб" рисовали картину Зураба Церетели - преподаватель Академии художеств и зрители, среди которых были дети и студенты. Были дискуссии о путешествиях, о свадьбах, и, конечно же, - о самом документальном кино стримингов. Например, стало востребованным снимать картины о телефонных и кибермошенниках, об азартных людях. Три фильма о таких было представлено на фестивале - в конкурсной и внеконкурсной программе: "Как победить букмекера?", "Вас беспокоят из банка" и "MONEYпуляторы". О спорте - в конкурсе "Суперсерия 72". О вере - на фестивале состоялся спецпоказ фильма "Крест" Сергея Дебижева, московская премьера картины.

На фестивале появилась и новая программа "Биржа доков. Ищу стриминг". Новейшие картины были представлены для платформ. Первый документальный сериал известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова "Харама". Фильм про известного киноведа Кирилла Разлогова с элементами анимации, новая картина про актрису Аллу Демидову, атмосферный фильм про "Дом кино", лента про шахматы и другие. А закончился фестиваль продолжением документального фильма "Нелюбимка". Участники музыкальной группы, которой посвящен фильм, сыграли диджей-сет во дворике Музея Москвы.

АБВГДейка для кино

Владимир Тодоров, продюсер по направлению документального контента Okko, поделился с нами АБВГДейкой - азбукой принципов создания документального кино для их платформы:

  • А - Актуальность (тема должна быть актуальна на протяжении длительного периода времени).
  • Б - Будорага (нужно будоражить и волновать зрителя, поэтому и используют это старинное русское слово).
  • В - Визуал (в документальном кино поле для экспериментов в визуальном плане больше, чем в художественном кино).
  • Г - Глубина (речь о проработке материала, в том числе и с журналистской точки зрения).
  • Д - Динамика (без динамики зрители быстро заканчивают смотреть фильм или сериал на платформе).

Сергей Дебижев, кинорежиссер, сценарист, культуролог, автор 30 кинокартин, лауреат ММКФ (приз за лучший документальный фильм - "Святой архипелаг"), председатель жюри Оriginal+Doc 2024:

"Кинематограф в сегодняшнем мире продолжает играть огромную роль, транслировать смыслы, идеи и создавать атмосферу в обществе. Он выходит на новый уровень качества и обретает новые возможности и пути к зрителю. Документальный кинематограф как остров правды, становится все более востребованным. Интернет-платформы позволяют его донести до широкой аудитории. Высокое качество драматургии, изображения и звука должны стать определяющими при оценке кинопроектов".