Тайны и загадки балета «Жизель»: в РАМТе завершились XXIII «Летние балетные сезоны»
«Летние балетные сезоны» в Российском академическом молодежном театре каждый год и радуют, и удивляют зрителей. В этом сезоне за два месяца на сцене представили 75 спектаклей. Пять трупп показали жемчужины мирового балетного искусства от Чайковского и Адана до Минкуса и Прокофьева в сопровождении оркестра. Один из самых красивых, трогательных и зрелищных – «Жизель» в исполнении артистов Московского государственного академического театра имени Наталии Сац.
Юною и наивную крестьянку обманул коварный ловелас граф Альберт. Либретто основано на записанной немецким поэтом Генрихом Гейне старинной легенде о виллисах – девушках, которые погибали до свадьбы и потом мстили путникам, затанцовывая их до смерти. Спектакль-легенда родился, потому что два великих человека – хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье – были влюблены в балерину Карлотту Гризи и создали для нее «Жизель» на музыку Адольфа Адана.
Блистательные декорации и костюмы, отблеск огромной луны создают мрачную картину: глухая ночь, кладбище и неистовые пляски. Эта вакханалия – кульминация всего балета и одна из самых ярких сцен. Весельчак и балагур, композитор очень любил застолья и шумные компании и написал музыку менее, чем за два месяца.
Балет получился не просто мистическим, а даже демоническим в некоторой степени – настолько сильные эмоции вызывает второе действие на кладбище. Древняя легенда, записанная Генрихом Гейне, которая лежит в основе сюжета, представлена артистами театра Сац так ярко, что кажется, зрителя тоже окутывает дурманящий таинственный дым – ночная мгла.
«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…» (Г. Гейне).
Насыщенная хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипы в редакции Кирилла Симонова буквально завораживает и приковывает взгляды зрителей. Но интересна здесь не только пластика движений артистов и красота танца, но и многочисленная символика. Имя Жизель происходит от германского слова «gisil», что означает «заклад», «залог», а скрещенные на груди руки на геральдическом языке средних веков означали «верность». Многочисленный бег по кругу, который присутствует в рисунке танца, ассоциируется с вечностью. Альберт приходит ночью на кладбище с букетом лилий, олицетворяющих ночь и темноту, ночную тишь.
Феличия Русу в роли Жизели создала невероятно романтичный и нежный образ, однако ей же удалось и показать страшное сумасшествие, и невероятную силу, граничащую со слабостью. Но образ не вызывает противоречий, зато вызывает сочувствие и сострадание. Артур Баранов в роли графа Альберта не кажется таким уж мерзким, все-таки личная харизма артиста выступает на первый план и не дает зрительно возненавидеть этого персонажа.
Родившийся в 1965 году и ставший первым в мире профессиональным детским музыкальным, сегодня театр ездит на гастроли по России и по миру, принимает участие в российских и международных фестивалях и становится номинантом и лауреатом самых престижных в театральном мире наград. Да и, видимо, не случайно – два часа в зрительном зале пролетают как мгновение, но остаются в памяти на долгое время.
Фото предоставлены пресс-службой РАМТ