Лариса Долина подвела итоги фестиваля «ДОЛИНАФЕСТ» в Нижнем Новгороде
В завершающий день фестиваля в академии «Маяк» состоялась творческая встреча с Ларисой Долиной. Дива откровенно ответила на множество вопросов и собравшиеся поняли: быть звездой – это талант, помноженный на огромный труд. Успеть – и точка – Лариса Александровна, как вы оцениваете прошедший фестиваль? Что удалось, что не удалось, какие эмоции испытываете? – Начиная какое-либо дело, я всегда ставлю все на карту, и для меня самое важное – успеть все, что я наметила. Все удалось! Мы успели сделать все, что предполагалось, и даже больше. Охватили огромное количество аудиторий, самых разных, от детей до педагогов. Провели очень много мастер-классов, творческих встреч, обучающих программ, конкурсов. Плюс огромная культурная программа. Это был грандиозный праздник, и зрители были в восторге. – Вы уже несколько лет работаете при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Насколько фонд расширил ваши возможности в плане работы с молодежью? – Если бы не Президентский фонд культурных инициатив, не было бы академии, и фестиваля «ДОЛИНАФЕСТ» тоже не было бы. Только при поддержке этого фонда мы создали академию и дали возможность молодым людям показать, на что они способны. Мы выращиваем их, как цветы, и даем им сегодня очень большие возможности. Благодаря фонду приезжаем с интенсивами во многие российские города, а в этом году побывали и в Беларуси. Я лет двадцать лелеяла мечту о создании своей школы, и фонд помог мне в этом. – Сегодня вы допоздна на нижегородской сцене, а уже завтра – в Сочи, на «Новой волне». Как вы успеваете, как хватает энергии? – Да, я сижу в жюри «Новой волны», а также даю там концерты. Как успеваю? Да просто нет другого выхода. Мой график очень насыщен, он расписан на год вперед, я привыкла жить в тонусе и не знаю, что такое «усталость». И мне так комфортно. То, чем я занимаюсь, – не работа, но творчество, а творчество дает силу выдержать и нагрузки, и перегрузки и все прочее. – Интересно, сколько времени обычно у вас уходит на работу над новой песней? – К этому фестивалю мне нужно было выучить две новые песни, к концерту авторской музыки наших студентов. Выучила я их за день до концерта. Раньше, к сожалению, не могла этого сделать из-за занятости, а сейчас, ночами, после конкурсной программы, уже сил не было. Поэтому я выучила песни утром, до того как стилист со мной поработал, а затем повторила перед концертом. – Скажите, пожалуйста, где вы подпитываетесь силой и энергией? – К сожалению, место силы мне недоступно на протяжении многих лет. Это мой родной город Одесса. Надеюсь, что когда-нибудь все-таки мне удастся там побывать. Там могилы моих родителей, бабушек, дедушек. Этот город всегда меня питал и с самого начала своей карьеры, между гастролями и поездками всегда приезжала в Одессу, чтобы надышаться воздухом, который давал мне всегда силы. Впрочем, я также очень люблю Москву. Москва – тоже мой город. Такой же деятельный и быстрый, немножко психованный, в котором всегда что-то происходит и все куда-то торопятся. Я ведь тоже всю жизнь куда-то спешу! «Стена» – не для всех – Какие песни, каких композиторов вы посоветовали бы молодым исполнителям при формировании репертуара? – Очень советую российских авторов, в первую очередь советских, создавших золотой фонд нашей эстрады. Арно Бабаджанян, Эдуард Колмановский; «могучая фучка», как я их называю – Оскар Фельцман, Александр Флярковский, Ян Френкель. Александр Зацепин, Геннадий Гладков – кладезь! Это репертуар на века. Но почему-то на конкурсах я их вообще никогда не слышу. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к педагогам. Пожалуйста, научите своих детей слушать нашу отечественную музыку, начиная с классиков. Водите их на симфонические классические концерты. Приучайте их слушать оперу, ходить на балеты, ходить в театры, смотреть театральные постановки. Это все только на пользу для их роста будет. Это необходимо в образовательном процессе, кроме того, что вы учите их петь. Это обязательно. – Будет ли расширяться возрастной состав фестиваля? Появится ли детская группа? – Нет, наоборот, возрастные рамки будут сокращаться. Мы поняли, что подростки, которые выходили на сцену в конкурсные дни, пели взрослые песни, совершенно не понимая, о чем они поют. Так что с будущего года возрастной ценз начнется не с 13 лет, а с 16. – Нравится ли вам, когда на конкурсах перепевают песни из вашего репертуара? – Если мне понравится исполнение моей песни – на здоровье! Если будет исполнено плохо – скажу это прямо. Песни у меня разные. Я, например, абсолютно точно понимаю, что песню «Стена» петь не нужно никому, особенно ребенку, хотя дети ее часто выбирают. Надо прожить целую жизнь, чтобы ее спеть, такую песню. Я уже не говорю о вокальных возможностях. Эта песня писалась специально для меня, на мой диапазон, на мою органику, про мою жизнь, и поэтому я не очень рекомендовала бы эту песню кому-то петь. – В каждой концертной программе вы представляете новые композиции. Но, идя «на Долину», слушатель желает услышать, прежде всего, нетленные хиты. Как вы относитесь к тому, что во время концерта из зала начинают кричать, требуя исполнить классику? – Я прекрасно понимаю, что чувствуют зрители. Они приходят послушать свои любимые песни. И они их получают – в полном объеме, абсолютно всегда. Но и новые композиции нельзя не показать, их уже слушают на радиостанциях, они занимают какие-то места в хит-парадах. И потом, нельзя же все время петь одни и те же песни. Поэтому моя концертная программа, она очень большая: тридцать две композиции, продолжительность – около трех часов. Я пою все, что любят зрители… и все то, что люблю я. Образ жизни –голодания – Почему городом для проведения фестиваля был выбран Нижний Новгород? – Это была инициатива министра культуры Ольги Борисовны Любимовой. Я к ней пришла и сказала, что хочу свой фестиваль. Она предложила город. И я сразу сказала: спасибо, не предлагайте больше ничего, хочу в Нижний! – Удалось ли вам погулять по Нижнему Новгороду? – К сожалению, не удалось: был очень плотный график, творческие встречи, мастер-классы, подготовка к концертам, конкурсные дни, так что я приезжала домой, не чувствуя ни ног, ни рук, ни головы, когда хочется просто на подушку упасть и заснуть. Что, собственно, и делала. Я здесь хорошо сплю. – Интернет пестрит многочисленными «диетами Ларисы Долиной». Есть ли среди них какая-то реально ваша? – Это раньше были диеты, ну а теперь – просто образ жизни. У меня очень серьезное интервальное голодание, по 18 – 19 часов. Скажу сразу: сложно. Но я себя к этому приучила за несколько месяцев. Живу так больше пяти лет и теперь это, видимо, мой образ жизни уже навсегда. – Расскажите, пожалуйста: какие у вас случались казусы на сцене? – Я всегда готова к любой ситуации, потому что в профессии уже 54 года и много всего повидала. Всякое бывало. Каблук, например, ломался. Однажды пою и вдруг чувствую, что молния на платье рухнула. Не поворачиваясь к зрителям спиной, честно допеваю блок и также, боком, выхожу за кулисы, чтобы переодеться. Отключалось электричество, то есть пропадали звук и свет – это довольно часто бывает. Что ж, пела без микрофона: живьем, акапелла, и меня все слышали. Бывало и так: я спела, а свет никак не дают. Тогда начинала анекдоты рассказывать. Таким образом, успокаивала зал, чтобы понимали: я с ними и никуда не делась. Что бы ни случалось, я никогда не падала духом и не терялась. Растерялась – потеряла внимание зрителей! Мария Федотова