Nick Cave и Леонид Федоров из "АукцЫона" выпустили новые альбомы

Оба малообщительные и неразговорчивые интеллектуалы-интроверты, сосредоточенные на своем внутреннем и блуждании по миру таких же, как и они поэтов-мыслителей, Ник Кейв и Леонид Федоров выпустили альбомы почти одновременно. Будто стараясь успеть к 1 сентября - Дню знаний.

Nick Cave и Леонид Федоров из "АукцЫона" выпустили новые альбомы
© Российская Газета

Только Леонид Федоров объявился теперь уже с "Леопардом", которому интересны и прежние метафоричные, протяжно-меланхоличные баллады, и жесткая читка spoken word в традициях индастриала и Rammstein. А Ник Кейв снова порадовал умением превращать любую тоску и хриплый, утробный вой под скрипку и гитарные переборы в целительную парную для вконец издерганной, но от того и особенно зычно щемящей и прекрасной души.

Слушая эти диски, даже не знаешь что делать - то ли красиво грустить и медитировать на тех же немногих нотах их лаконичных гармоний, то ли целительно вспомнить строки Сергея Есенина: "Есть что-то прекрасное в лете/ А с летом прекрасное в нас". И то и другое - пригодится в пору скорого прихода осенних дождей.

Ник Кейв и его новый "Дикий бог"

Композитор, поэт-романтик и вокалист, крушащий на концертах аппаратуру, чтобы зрители больше прониклись его отчаянием (10 лет назад такое случилось и в Москве, в "Крокус Сити Холле") снова собрал свою группу Bad Seeds ("Плохие зерна"). И выпустил первый за пять лет новый альбом Wild God (точнее всего это название переводится как "Дикий бог"), который сам называет "счастливым диском". В релиз вошли 10 песен, в том числе и выпущенная заранее пилотным синглом композиция Frogs.

С самим Ником, которого многие коллеги как раз тоже зовут "Диким" - за его манеры исполнения песен, да и житейские привычки - снова, как и в 80-е, играли Уоррен Эллис, Томас Уидлер и Мартин Кейси. А также пришедшие в группу позднее Джим Склавунос и Джордж Вестик. Гостевым участником стал Колин Гринвуд из Radiohead. Тоже еще тот человеколюб и поклонник экспериментальных, психологических тембров на грани нервного срыва.

Здесь нет уже его сладострастных и жестких романсов навзрыд и вокальной ярости в обертонах в духе Let Love In или In My Arms, от которых могут потрескаться окна в квартирах. Нет наговоров под тоже страдающую от его боли и шокирующих исповедей музыку. Премьера - это уже скорее утешающие притчи под завораживающую и мрачноватую музыку. Иногда появляются даже благостные интонации, и у Кейва нет уже былой отваги саморазрушения. Зато есть и красота мелодий, уже совсем немного сумбура и отчаяния.

Так что можно действительно сказать, что для Ника Кейва - это вполне "счастливый альбом". Особенно применительно к фразе "все, что не убивает - делает нас сильнее". Если вспомнить его прежние диски, то сам артист, которому скоро исполнится 67, уже должен быть закаленней, чем сталь.

Как у Маяковского: "Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире людей". Уже ради этого стоит слушать новый альбом Wild God.

Как Федоров приручал "Леопарда"

Лидер "АукцЫона" выпускает сольные альбомы уже каждый год. И следить за переменами его творчества с каждым релизом все интереснее, чем за основной группой музыканта.

Прошлогодний "Письма Б.В." Федорова был объявлен автором экспериментальным и таковым же и оказался.

Помимо двух песен, остальные треки были собраны из мелодий, всевозможных шумов, гротескных звуков и чтения вслух писем от этого самого Б.В. - Бориса Викторова, пасынка поэта-обериута Александра Введенского. Они были адресованы самому Леониду Федорову и его жене Лидии в благодарность за очередной альбом, записанный музыкантом на стихи Введенского.

Новый диск - "Леопард" - уже совсем иной. Он был записан Леонидом Федоровым уже с Игорем Крутоголовым, играющим на многих инструментах, а главное - прекрасно владеющим новыми компьютерными технологиями и знающим стилистику индастриал. В альбом попали 14 песен на стихи поэта Александра Дельфинова. И они очень разные.

Да, его титульный трек - с прежними ямщицкими, одновременно и удалыми, и завывающими, грустными интонациями, наследующими одновременно и "Дороге" (там, где в концовке припева фраза "Долгая дорога беспонтовая"), и другим его очень точным строчкам о себе: "Сам себя я" (альбом "Птица").

Но уже следующий - "Восстановиться" - уже почти рэперская читка, рубленный маршевый ритм индастриала, электронные тембры, урбанистические перепады напряжения. Rammstein обзавидуется. Да и вокал гостевой, гулкий….А ведь всего треков на диске 14. Прежде, кажется, невозможных для Леонида Федорова. Мало никому не покажется. Будем ждать и концертного тура.