Разговор поэта со штандартенфюрером о генезисе татар и вечном

В Казани представили фильм "Кара урман" о Мусе Джалиле

Разговор поэта со штандартенфюрером о генезисе татар и вечном
© Реальное время

Широкой общественности представили фильм "Кара урман" ("Черный лес") о подвиге Мусы Джалиля и его соратников, о Моабитской тюрьме, поэзии. И татарах. Картину показали республиканской интеллигенции 2 сентября в театре оперы и балета. Показ посетили раис Татарстана Рустам Минниханов и Государственный Советник республики Минтимер Шаймиев. Очевидно, такая масштабная презентация — это приглашение к дискуссии. Подробнее — в материале "Реального времени".

Гумер — это жизнь. Умет — это надежда

Режиссер Радик Кудояров — родом из Уфы, учился на историческом факультете Башкирского государственного университета, а также осваивал ТВ-менеджмент в Калифорнийском университете. В киномире он известен как документалист, к примеру, еще в 2005 году Кудояров снял ленту "Нюрнберг. Последняя схватка".

Со сцены казни 11 нацистских преступников начинается повествование "Кара урман". Его герой, подружившись с американцами, скрывается в недрах эшафота, потому что хочет найти палача Йоханна Райнхарта, казнившего джалиловцев. Но тот, как выясняется позже, сумел избежать этой работы.

В интервью, которые Кудояров давал в этом году, он указывает, что фактура фильма — документальная. А также говорит, что лента вдохновлена Гомером и Гете. При этом, как поделился после просмотра один из зрителей, все вместе это выглядело как фантазия на заданную тему. А другой заметил, что очень много узнал о детстве фашистских преступников.

Кабинетные беседы

В Советском Союзе о Джалиле в 1968 году Леонид Квинихидзе снял фильм "Моабитская тетрадь". К чести Кудоярова, он поднимает важную тему, которая была обойдена в этой картине, — национального легиона "Идель-Урал", который состоял из представителей поволжских народов. Таким образом вермахт пытался решить проблему недостачи солдат, обещая пленным сытую службу. В фильме упоминается история 825-го батальона, который перед первым боем полностью перешел на сторону советских партизан. После этого другие батальоны в боевых действиях уже не участвовали.

Курмашев, Джалиль и остальные этому способствуют, под видом гастролей (читки стихов и пения "Кара урман" хором) ведут подпольную работу — в частности, печатают листовки.

Не менее важный персонаж фильма — начальник тюрьмы, штандартенфюрер Рудольф Фляйшман (Павел Харланчук). Он красиво живет: катается с женой на лошадях, обедает под наблюдением повара. Но чуть что — хватается за оружие. С Гумеровым он устраивает продолжительные беседы в кабинете, оборудованном камерой с решетками.

В частности, Фляйшман хочет узнать, кто такие татары. Правда, какого-то внятного ответа мы не получаем. И для чего этот ответ? Неужели в России есть люди, которых удивит неожиданный ответ на этот вопрос?

Фильм снимался в основном в Беларуси, за 21 день. Причем исполнитель роли поэта — актер театра Тинчурина Зульфат Закиров сначала был назначен на другую роль. Кстати, помимо него, от татарстанской стороны замечены молодые артисты Кариевского театра — Инсаф Халяутдинов и Айрат Шамс.

Худой и пластичный Закиров с Харланчуком составляет пару, которая вызывает множество ассоциаций, на что явно рассчитывал режиссер. Во-первых, конечно, это Иисус и Понтий Пилат. Второй задает каверзные вопросы, первый дает непростые ответы.

В частности, герой Закирова говорит начальнику тюрьмы, что его предков отправили в Тартар, но они оттуда вернулись: "Мы те, кто мы есть, и надеюсь, другими не будем, какие бы испытания ни выпали нам в будущем и кто бы нас как ни называл".

Кроме того, штандартенфюрер спрашивает поэта о Боге, а тот отвечает, что он верит в человека. А о своем народе говорит так: нас семь миллионов и все сидим в одной камере.

— Немножко пафосно... — замечает Фляйшман, словно ломая четвертую стену.

Во многом этот подход роднит картину с биографическими полотнами 1950-х из СССР.

Нужен фильм о курмашевцах

Казнь джалиловцев режиссер показывает не так документально, как повешение нацистов, — это не спектакль, а будничный ужас. Впрочем, уже известно, что сейчас Кудояров задумался о документальном фильме о Джалиле. Возможно, он не получится таким занятным и сложным — а ведь картина о поэте и сокамерниках явно рассчитана на показ массовому зрителю, нет? Можно уверенно сказать, что благодаря профессиональной озвучке и красивым декорациям мы много узнали в этом фильме о жизни штандартенфюрера, его детских травмах и жестокости.

Когда же кто-то снимет художественный фильм об 11 героях? Их имена перечисляются в конце:

Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.

Это не безликие персонажи на фоне охранников и начальников, это люди, которые поняли, что они не смогут вернуться на родину, и отдали жизнь, не предав своих. Давайте же больше говорить о героях, а не изучать психологические портреты негодяев.