81-й Венецианский кинофестиваль подходит к завершению
28 августа на острове Лидо открылся 81-й Венецианский кинофестиваль. В основном конкурсе представлен 21 фильм. Как и в прошлом году, на фестивале новые российские киноленты не представлены. Громких премьер осталось немного — среди них «Джокер: Безумие на двоих» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой, который покажут завтра. Первая часть фильма была встречена восьмиминутными овациями.
Промежуточные итоги кинофестиваля подводит кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» Егор Москвитин:
Егор Москвитин кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» «Очень много фильмов о мужественности, маскулинности. Если Каннский фестиваль мужчин в основном критикует и считает источником всех бед, то на Венецианском кинофестивале мы, наоборот, видим возвращение таких старомодных брутальных героев. Это видно по фильму «Безмолвное братство», где Джуд Лоу играет сыщика, который пытается разоблачить антифашистов в Америке, это видно по фильму «Бруталист», где герой Эдриана Броуди после Второй мировой войны, выжив в Холокосте, перебирается в Америку и начинает строить свою жизнь и строить огромный храм, потому что он архитектор. Это видно по фильму «Мальдорор», в котором бельгийская полиция пытается разоблачить преступную сеть педофилов. Это видно по фильму «Волки», в котором Джордж Клуни и Брэд Питт играют двух фиксеров-преступников, которые устраняют проблемы, созданные другими преступниками. И это потрясающая старомодная комедия о двух людях, которые привыкли работать по одиночке, но вынуждены стать командой. Еще одна черта времени — это то, что мы возвращаемся к историям семьи во время исторических потрясений, об этом французский фильм под названием «Их дети после них», такая версия «Слова пацана», криминальный роман-воспоминание о юности в 90-е годы. Об этом политический бразильский фильм «Я все еще здесь», о семье конгрессмена, которого подвергают репрессиям, причем о семье многодетной. И об этом пока что самый любимый мой фильм фестиваля, итальянская картина под названием «Горная невеста», которая описывает историю многодетной семьи во время Второй мировой войны. В этой семье жена рожает десять раз, несколько детей родились мертвыми, остальные дети растут и пытаются помогать папе и маме во время войны, и вот к этой семье прибивается итальянский дезертир, и старшая из дочерей в него влюбляется. Еще одна тенденция фестиваля — это то, что он рассуждает о границах человеческой эмпатии, и наши способности сопереживать чужому горю или, наоборот, каким-то пределам, после которых мы отказываемся от принятия чужой боли. Это видно в фильме про эвтаназию, который называется «Комната по соседству». Еще одна тенденция времени — это то, что мы наблюдаем за воскрешениями старых звезд, в фильме Пабло Ларраина мы наблюдаем за тем, как героиня Анджелины Джоли — Мария Каллас, оперная певица — пытается реанимировать свою карьеру. И это такое довольно мрачное зрелище, потому что, несмотря на старания актрисы, режиссер, к сожалению, ее подводит, и в итоге все неудачи режиссера сюжетно, сценарно, пошлость, какие-то очевидные приемы становятся как будто бы виной актрисы, которая, конечно же, ни в чем не виновата, но доверилась не тому мужчине».
У кинообозревателя Сусанны Альпериной сложилось впечатление, что конкурсная программа этого года складывалась по нарастающей:
Сусанна Альперина обозреватель «Российской газеты» «Фильмом открытия был «Битлджус Битлджус». Некоторые его критиковали, но мне он понравился. Он как бы в умеренной пропорции дает и ностальгию, и надежду на будущее. В нем яркие актерские работы. Прекрасная Моника Белуччи, Дженна Ортега. Потом пошли более слабые фильмы. В каждом чего-то не хватало. Это касается картины «Безмолвное братство». Очень интересный проект с Джудом Лоу, но недотянутый, со смазанным финалом. «Убить жокея» — интересная работа, ее вряд ли покажут в России. Тоже начинается очень хорошо, в середине провисает, потом возвращается на должный уровень. «Тихая жизнь» с Чулпан Хаматовой — хорошее кино, чуть-чуть оно не дотянуто, чтобы поставить 10 по десятибалльной оценке. Тем не менее сейчас уже появились фильмы, которые выдерживают уровень, которым смело можно ставить высокие оценки. Это, разумеется, «Комната по соседству» Педро Альмодовара. Некоторых критиков разочаровала, но не меня. Очень понравилась эта работа, где режиссер рассуждает о жизни и смерти, а Тильда Суинтон и Джулианна Мур ему в этом помогают. Есть небрежности в этой работе, но в целом она очень хорошо выдержана. Начиная от музыки, заканчивая костюмами, интерьерами, естественно, диалоги и философия. Важная часть программы Венецианского фестиваля — это сериалы. Вот я уже посмотрела три. Больше всего мне понравился «Дисклеймер» Альфонса Куарона. Там, правда, долгий очень въезд в сериал, и многие зрители не выдерживали и уходили. Но к концу третьей серии он набирает обороты, уже начинает смотреться на одном дыхании. И плюс очень неожиданный конец. Первая сериальная работа Томаса Винтерберга «Семьи, такие, как наша» тоже очень интересно рассказывает про то, что Дания должна уйти под воду — это такая немножечко фантазия, — и срочно жители должны эвакуироваться. В связи с этим на примере одной отдельно взятой семьи показано, как ведут себя люди. Кто-то паникует, кто-то пытается что-то продать, кто-то другого обманывает, кто-то подставляет. То есть типичный человеческий характер в условиях эвакуации. И из внеконкурсной программы фестиваля мне понравился фильм «С глазу на глаз: Джон и Йоко». Про Джона Леннона и Йоко Оно. Это документальный фильм, у него интересный ход, любопытный, и он нестандартный, я бы даже сказала. И очень сильная хроника. И вчера смотрели «Мальдорор», фильм французский. Это детектив, рассказывающий про маньяка. Работа немного затянута, но, безусловно, заслуживает внимания. Я надеюсь, ее купят в Россию».
Первый «Золотой лев» на церемонии открытия вручили Сигурни Уивер за заслуги в киноискусстве. Закрытие Венецианского фестиваля пройдет 7 сентября.