Детский детектив на экране

1 сентября стартовал проект «Любопытная Варвара» Юрия Коробейникова. Аналогов ему, пожалуй, так сразу и не подберешь. Ведь это — детский детектив, где десятилетняя девочка Варя (Полина Айнутдинова) расследует преступления в поселке, куда они со старшей сестрой (Вероника Журавлева) приехали на лето к бабушке-криминалисту (Людмила Артемьева) и дедушке-сыщику (Виктор Бычков). Реалистично и сказочно, любопытно и смешно, актуально и вечно — все как положено жанру. Не знаю, кто как, а я в свое время прочла много детских детективов, пик интереса пришелся на начальную школу. Помню серию книг «Черный котенок». Сюжеты, конечно, со временем из памяти стерлись, а вот совет сохранился: если хочешь, чтобы не заметили, что ты боишься и спешишь прочь, делай более крупные шаги, но не части с ними, рекомендовал Евгений Некрасов в одной из своих книг про приключения детектива-школьника Блинкова по кличке Блин. Конечно, здорово было бы посмотреть в ту пору и кино или сериал про юных сыщиков. Но из примеров подобных лент вспоминаются прежде всего снятые по повестям Анатолия Рыбакова уже давнишние советские «Кортик» и «Бронзовая птица». Впрочем, относительно современные картины появляются, но зачастую все же на стыке с мистикой и фантастикой. Из российских проектов к таким стоит отнести два сезона «Пищеблока». Вспомнить можно и про «Водоворот» со «Стаей», но эти проекты детскими точно не назовешь, да и следствие там ведут взрослые. Жаль, что, несмотря на востребованность жанра, детских детективов не хватает. Может, не до того было — развлечь бы родителей, сделать это легко, чтобы взрослые дети тоже могли посмотреть.

Детский детектив на экране
© Вечерняя Москва

В последнее время детскому контенту стали уделять особое внимание. Вспомним, например, про сериал и цикл фильмов «Манюня». Появилась новая тенденция экранизировать мультфильмы («Чебурашка», «Летучий корабль» и другие). Причем волшебное кино для детей снимают известные режиссеры серьезных лент для родителей (Алексей Нужный снял «Бременских музыкантов», Игорь Волошин — «Волшебника Изумрудного города»). Так что можно не волноваться, подрастающему поколению есть что посмотреть, чем увлечься, за кем следовать.

А что было раньше, еще в Советском Союзе? О каких героях, на какие темы было то старое, незабываемое детское кино, которое дает почву для нового?! Например, фантастическая «Гостья из будущего», более близкая к оригиналу Кира Булычева, чем современный фильм «Сто лет тому вперед». А еще «Приключения Электроника» и «Приключения Петрова и Васечкина» — невероятно разные, но детям близкие и понятные. Вспомним и про сказки режиссера Александра Роу. Про чудесные экранизации пьес Евгения Шварца. И про многое другое...

Неужели все уже было придумано до нас? Все, да не совсем. К тому же это не мешает искать свое, оригинальное, делать то, чего не было — не только технически, но и творчески. Тогда, как знать, может, когда-нибудь я смогу увидеть киноверсию ставшей культовой современной книги в жанре магический реализм «Дом, в котором». И что-то еще, что сейчас только сочиняется. А пока, думаю, зрители всех возрастов найдут, чему порадоваться при просмотре «Любопытной Варвары». А там недалеко и до других детских детективов, приключений, поисков сокровищ. Главное, чтобы с улыбкой и чуткостью!