Войти в почту

Пережил войну, женился один раз и стал «Мистером Трололо»: как Эдуард Хиль перешел от оперы к эстраде?

Слава к Эдуарду Хилю во второй раз пришла, когда ее никто не ждал: в интернете завирусился распев «Ололо», и вся страна вспомнила один из золотых голосов советской эстрады. Со второй половины 1960-х артист представлял СССР на множестве международных фестивалей, объехал 80 стран и все континенты мира. Из-за него оставила карьеру жена-балерина, а поклонницы буквально сходили с ума. 4 сентября исполняется 90 лет со дня рождения Эдуарда Хиля, и MIR24.TV вспоминает его жизненный путь.

Пережил войну, женился один раз и стал «Мистером Трололо»: как Эдуард Хиль перешел от оперы к эстраде?
© Mir24.TV

Эдуард Анатольевич родился в Смоленске в рабочей семье 4 сентября 1934 года. Отец, Анатолий Васильевич Хиль, был механиком, мать, Елена Павловна, – бухгалтером. Откуда передалась музыкальная генетика? Возможно, от деда по отцовской линии, Василия Ниловича, который возглавлял церковный хор.

Жизнь советских людей поколения Хиля с самого начала складывалась непросто: это были «дети войны». К тому же семья распалась рано, и Эдик остался на попечении матери. Когда началась Великая Отечественная война, детский сад эвакуировали, и шестилетний мальчик потерял связь с домом. Сначала детей привезли в Беково Пензенской области, затем – в детский дом поселка Раевский недалеко от Уфы. Несмотря на то что дети оказались далеко от линии фронта, им довелось видеть страшные картины: умирающих в лазарете бойцов Красной армии и других воспитанников детского дома, страдавших от голода и болезней. Мальчик нашел отдушину в художественной самодеятельности: выступал перед ранеными в госпитале и даже дважды, вместе с другом Мишей, пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. Елена Павловна смогла найти сына только к концу 1943-го и увезла его в только что освобожденный, почти разрушенный Смоленск.

Школу Эдуард закончил в Смоленске, в тот период он много рисовал и мечтал поступить в Мухинское училище (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Как рассказывал артист, в детстве он мечтал стать моряком, в подростковом возрасте – художником, а в итоге посвятил свою жизнь музыке. В 1949 году он окончил школу и отправился в Ленинград.

«Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно – своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею», – вспоминал Хиль.

Тогда молодой человек окончил Ленинградский полиграфический техникум и поступил на офсетную фабрику, совмещая работу с занятием вокалом. Еще во время учебы в техникуме талантливый студент начал заниматься в оперной студии Дворца культуры имени Кирова, затем поступил на подготовительное отделение консерватории и, наконец, в Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Со сцены оперной студии консерватории он пел ведущие партии в «Свадьбе Фигаро» и «Севильском цирюльнике», «Евгении Онегине» и «Пиковой даме». За исполнение партии графа Эльфора в «Черном домино» Обера Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи». А с 1955 года Эдуард Анатольевич сделался солистом Филармонического отдела «Ленконцерта», тогда он выступал с народными песнями, старинными и классическими романсами.

В 1958-м певец обрел семью – одну и на всю жизнь. Его избранницей стала балерина Зоя Александровна Правдина. Они познакомились в Курске во время гастролей. Ради супруга Зоя оставила карьеру балерины и помогала ему в качестве конферансье.

«Что вытворяли иные женщины, вспомнить страшно! – смеялся певец. – Я сажусь в машину, едем. Вдруг спрашиваю: «Стоп! А где Зоя?» А она стоит на дороге! Оказывается, мои поклонницы вытолкнули ее и сами забрались в машину! Вот такие сумасшедшие были».

В 1960 году Эдуард Хиль окончил консерваторию и, продолжая выступать в спектаклях оперной студии, начал давать первые сольные концерты с произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского. Однажды молодой певец побывал на концерте Клавдии Шульженко и остался под большим впечатлением от того, как Клавдия Ивановна «заставила переживать, чувствовать, радоваться и горевать, улыбаться и грустить» целый зал. «Я полюбил эстрадную песню, понял, какие большие возможности заключены в ней», – говорил Хиль.

Впервые он выступил с эстрадным репертуаром в Москве в 1962 году на сцене Центрального Дома работников искусств – еще не известного широкой аудитории исполнителя представил тогда Леонид Утесов. В том же году Хиля пригласили в Москву для участия во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады, и он стал лауреатом за исполнение песен «Маритана» и «История про бублики». В 1965-м Эдуард Хиль с большим успехом выступил на Фестивале советской песни наряду с Шульженко и Утесовым – так начался путь на вершину эстрады, причем не только советской. В том же году Эдуард Анатольевич стал лауреатом одного из крупнейших европейских поп-фестивалей – Международного фестиваля песни в Сопоте. Он получил второе место за исполнение польской песни «Раз, только лишь раз», вывел в число победителей песню «Я шагаю по Москве» и покорил публику исполнением «Песни о любви» Аркадия Островского на заключительном концерте. В 1966 году Хиль покорил бразильскую публику и получил первое место на фестивале «Золотой петух» с песней «А люди уходят в море». Уже в 1968-м он стал Заслуженным артистом РСФСР.

За свою карьеру Эдуард Хиль работал со многими композиторами, в том числе Островским, Пахмутовой, Гаврилиным. Так, композитор Андрей Петров в 1967 году получил Государственную премию СССР за ряд сочиненных песен, большинство из которых впервые исполнял Эдуард Хиль. Ну а без Эдуарда Анатольевича с тех пор не обходился ни один телевизионный «Огонек», вся страна знала песни «Зима», «Песня о добром человеке», «Ах, море, море», «Как провожают пароходы», «Лесорубы», «Это было недавно, это было давно». Были среди них и военные песни, и лирические, и философские, и посвященные космосу, который так манил артиста.

В своих творческих поисках Хиль старался расширить принятые рамки песенной эстрады, так появились программы, состоящие из песен на стихи Ж.-П.Беранже и Ж.Превера, вокальных циклов Свиридова, Гаврилина, Шуберта, Бетховена, Даргомыжского, Мусоргского.

Со второй половины 1960-х Эдуард Хиль стал советским эстрадным артистом «на экспорт»: после польского и бразильского фестивалей в 1973 году он стал лауреатом международного фестиваля молодежи в Берлине, участвовал в шведском телевизионном ревю. Помимо СССР, его гастроли охватывали все континенты и более 80 стран мира. За свои творческие заслуги в 1974 году певец удостоился звания Народного артиста РСФСР, а в 1975-м стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Сценой его деятельность не ограничивалась: в 1980-х Эдуард Хиль стал создателем и ведущим телевизионной программы «У камина», посвященной истории классического русского романса. Одновременно он преподавал в институте Театра и кинематографии и в Ленинградской консерватории, записывал песни-сказки для детей, участвовал в жюри крупнейших песенных форумов. Так, в 1969 году он возглавлял жюри конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами Лев Лещенко и ВИА «Песняры».

В конце 1980-х «Ленконцерту» пришел конец, и две тысячи артистов ушли «на вольные хлеба».

«Потом все распалось на мелкие, частные конторы, которые делали концерты для себя, – рассказывал в интервью Эдуард Анатольевич. – Иногда меня на них приглашали. Приеду в Смоленск, Брянск, Омск или Томск, а директоров нет, они куда-то спрятались. То есть съездил бесплатно. Как сейчас говорят – «кинули»… Кто-то мне и посоветовал: «Поезжай в Германию». Вот я и был в Германии, Франции, Италии, Америке… Как-то надо было выживать, поэтому я и ездил на месяц-два. В год получалось две-три поездки».

В новых рыночных условиях Хиль оказался востребован у эмигрантской публики, к примеру, часто выступал в парижском кабаре «Распутин». Послушать его приходили Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко. Во Франции вышел и его первый компакт-диск: «Le Temps de L'Amour», или «Пора любви». А юбилейные концерты 1994 года в Москве и Санкт-Петербурге показали, что и на Родине певец по-прежнему любим и популярен. В 1990-х певец принял участие в проекте «Хиль и сыновья», его инициатором стал сын Эдуарда Анатольевича молодой композитор Дмитрий Хиль. Артист продолжал записывать пластинки, одну из которых посвятил 300-летию Петербурга. Это был компакт-диск с 12 песнями.

В 2010 году Эдуард Хиль вновь стал популярен по всему миру: дело в том, что в интернете стал невероятно популярен «Вокализ» Островского со знаменитым «ололо», которое вскоре отделилось от вокализа и стало самостоятельным мемом, популярным вот уже более 10 лет. Началось все с того, что известному американскому блогеру прислали любительский ролик с отрывками ролика «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» в задорной манере исполнения Хиля. Видео так понравилось блогеру, что он рассказал о нем аудитории. «Ололо» напомнило американцам известный мем «trollface» – так и появился «Мистер Трололо». Буквально за несколько дней ролик набрал более двух миллионов просмотров, а в соцсетях начали появляться многочисленные сайты и фан-странички, посвященные Эдуарду Хилю. Вокализу присудили звание «интернациональной песни», ведь песню без слов может понять любой человек в мире.

Хиль отнесся к внезапной популярности и молодого поколения позитивно, но сдержанно: «Мы живем во время интернета: сегодня популярен я, а завтра появится новый «Мистер Трололо». Да и вообще, это не моя заслуга, а композитора Аркадия Островского».

Уже пожилой Эдуард Анатольевич находился в отличной творческой форме и активно работал, рядом с ним постоянно были Зоя Александровна (их брак продлился 54 года), сын Дмитрий и внук Эдик – оба музыканты. В 2012 году певца сразил инсульт, он умер в ночь на 4 июня, ему было 77 лет. Артиста похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В памяти знакомых он остался звездой, у которой никогда не было звездной болезни.

«Я прошел через все, поэтому и не боюсь ездить в автобусе, троллейбусе и на метро и поговорить с народом. Потому что я часть народа. И совершенно не понимаю тех, кто возвышается», – говорил он.