В Музее музыки открылась выставка, посвященная ВИА "Песняры"

ВИА "Песняры" стоит считать главной гордостью нашей поп-музыки: у нас так и не появился второй коллектив с таким самобытным подходом к музыке и уникальным почерком. Выведший белорусскую культуру на мировой уровень.

В Музее музыки открылась выставка, посвященная ВИА "Песняры"
© Российская Газета

При том, что из пятерых основателей "Песняров" трое не были белорусами и по-белорусски не говорили. Вот на планшете в зале Музея музыки виды Свердловска, где "песняр" Владимир Мулявин родился и учился играть на гитаре, здание музучилища, которое он не закончил, изгнанный со второго курса, как основатель джаз-бэнда - на фото 15-летний Володя "жарит" на контрабасе. А вот и заявление с резолюцией директора Томской филармонии - принять 17-летнего Мулявина на работу артистом-инструменталистом...

Выставка в Музее музыки собиралась по белорусским и российским коллекциям - музей извлек из архивов рукописи песен Игоря Лученка и Александры Пахмутовой, минский Музей Владимира Мулявина - концертные костюмы, Марина, дочь Мулявина, передала в дар музею папину гитару...

"Песняры" показали, как белорусская песня может зажить в обрамлении современных инструментов. Свели на одной сцене электрогитару и жалейку, клавишные и свистульки. Солист "Песняров" Анатолий Кашепаров левой рукой нажимал клавиши на колесной лире, а правой крутил ручку - и с этих тягучих звуков начиналась "Ой, рана на Ивана", народная песня, обработанная Мулявиным. Владислав Мисевич подносил к губам дудочку, и та давала новую краску песне, в которой фольклорный мотив ложился на джаз-роковый.

В СССР 70-х такую музыку - богатую инструментально, тонко выстроенную, насыщенную оттенками - не играл никто, и полки с пластинками в универмагах опустошались мгновенно. Даже с пластинками гибкими вроде той, что сохранилась в фондах Белорусской государственной филармонии и была доставлена на выставку - на бумажном конверте есть автографы музыкантов ансамбля "Лявониха", ставшем "Песнярами" в 1969-м.

"Для меня хороший костюм тот, в котором удобно работать. А как было комфортно в лаптях и льняном пиджаке прилечь за кулисами, пока ждешь выхода - вспоминает Владислав Мисевич.

"Сапоги концертные", концертные кафтаны, сюртуки, подпоясанные бархатными кушаками, - на манекенах и в эскизах Галины Марковец, продумывавшей костюмы для каждого музыканта. Вот особый шик 70-х - казацкий кафтан из джинсового денима с черным узорным воротником и накладными карманами, сшитый для гастролей по США. Американский продюсер провез "Песняров" по южным штатам, а во второй приезд для музыкантов был уже приготовлен театр Majestic на Бродвее.

Рок-оперы "ПеснЄ пра Долю", "Во весь голос" по Маяковскому, кантата "Гусляр" по стихам Янки Купалы... - выставка с эскизами декораций, театральными программками напоминает о "Песнярах" крупных форм, за которые музыканты взялись с 80-х. Эти оперы и кантаты не прозвучали так, как они этого, возможно, заслуживали, и не запомнились - а вот "Косил Ясь конюшину", "Рушники", "Александрина", "А у полi вярба" и другие многоголосые шедевры "Песняров", звучащие в зале выставки, уже вряд ли забудутся.